Разум странствует в мире тварном и обладает качествами воды. Куда бы он ни устремился, он орошает, и оба мира расцветают. Любовь же обладает качествами огня и странствует в Мире Небытия. Куда бы она ни устремилась, она уничтожает; то, чего она коснется, исчезает.
С нашей точки зрения, при определенных обстоятельствах индивидуальный разум и любовь этого мира могут походить и на воду, и на огонь. Когда ум использует положительные эмоции, он обретает качества воды. Он приносит процветание, и его изобретения служат человечеству.
С другой стороны, когда ум действует без влияния положительных эмоций и устремляется на поле битвы, именуемое жизнью, он обретает атрибуты огня, уничтожая человечество и вызывая конфликты и войны.
Если положительные эмоции могут обуздать ум, возникает любовь с качествами воды. Куда бы она ни текла, все расцветает и самость опустошается. Эта любовь служит другим самоотверженно, как облако, изливающее жизнетворный дождь на поле всего творения.
Если эти положительные чувства не принимают во внимание ум или не могут его использовать и вырываются на поле битвы в одиночестве (только с эгоистическими желаниями), возникает любовь с качествами огня. Ради себя такая любовь сжигает все. Чтобы удовлетворить свои эгоистические желания, она разрушает других.
Таким образом, в соответствии с разными состояниями и видами взаимодействий между умом и положительными эмоциями проявляются различные виды любви и разума. В высшем состоянии, когда Божественная Любовь пользуется услугами совершенного ума, появляется истинная любовь. Полнота, испытываемая тогда, описана в Коране: «Я… закончил для вас Мою милость».
Джавад Нурбахш «Путь. Духовная практика суфизма», стр. 79