У Гессе, в книге "Игра в бисер", на мой взгляд есть очень удачный отрывок иллюстрирующий подлинную свободу.
"...Если человек "свободной" профессии должен для приобретения той или иной квалификации пройти узкий и жесткий курс с жесткими экзаменами, то у electus'a, как только он начинает заниматься самостоятельно, свобода заходит так далеко, что множество людей всю жизнь занимается по собственному выбору самыми периферийными и часто почти нелепыми проблемами, и никто им в этом не мешает, лишь бы они не опускались в нравственном отношении. Способный быть учителем используется как учитель, воспитателем - как воспитатель, переводчиком - как переводчик, каждый как бы самопроизвольно находит место, где он может служить и быть свободен служа. А кроме того, он на всю жизнь избавлен от той "свободы" профессии, которая означает такое страшное рабство. Он знать не знает стремления к деньгам, славе, чинам, не знает ни партий, ни разлада между человеком и должностью, между личным и общественным, ни зависимости от успеха..."
Примечательно, что если в романе для обретения свободы присутствует некая искусственная среда, необходимость быть членом Ордена и соблюдение ряда ограничений (запрет на "свободные" профессии, брак), то в Духовной Традиции суфизма к примеру, наоборот, предполагается для обретения той же свободы, достижения человеческого совершенства, служение обществу и взаимосвязь с ним.