Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Притча о трех перстнях (Готхольд-Эфраим Лессинг. "Натан мудрый")  (Прочитано 1221 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
 Натан

                 В глубокой тьме времен в стране восточной
                 Жил человек; был перстень у него -
                 Руки любимой дар - с бесценным камнем.
                 То был опал с игрою многоцветной,
                 И обладал тот камень тайной силой:
                 Кто с верою носил его, всегда
                 Приятен был и господу и людям.
                 Так мудрено ль, что этот человек
                 Не только день и ночь не расставался
                 С сокровищем своим, но и навеки
                 Решил его в потомстве сохранить?
                 Решил и сделал так: оставил перстень
                 Из сыновей любимому, чтоб тот
                 Сам завещал его любимцу сыну
                 И чтоб такой избранник, невзирая
                 На возраст свой, одной лишь силой перстня
                 Главенствовал и властвовал над родом.
                 Внимай, султан.

                                  Саладин

                                 Я весь вниманье. Дальше.

                                   Натан

                 От сына к сыну так переходя,
                 Достался, наконец, заветный перстень
                 Отцу трех сыновей; и как все трое
                 Равно ему во всем покорны были,
                 Так всех троих равно и он любил.
                 И лишь по временам отцу казалось,
                 Что перстня наиболее достоин
                 То старший сын, то средний, то меньшой,
                 Тот, словом, сын, который с ним глаз на глаз,
                 Без братьев, оставался и невольно
                 Один овладевал его любовью.
                 Не выдержало любящее сердце -
                 И перстень чудодейственный был порознь
                 Обещан всем троим. Так время шло.
                 Не за горами смерть. Отец, чем дальше,
                 Тем больше все смущается, скорбит:
                 Двух сыновей приходится обидеть.
                 Обманщиком явиться перед ними!
                 Как быть ему теперь? - И вот тайком
                 Он к мастеру шлет перстень с порученьем.
                 Какого бы труда, каких бы денег
                 Ни стоило, согласно образцу
                 Такие же еще два перстня сделать.
                 Работа удалась. Три перстня мастер
                 Заказчику принес - и сам заказчик
                 Свой перстень отличить не мог от новых.
                 Обрадованный старец призывает
                 К себе поочередно сыновей,
                 Благословляет их поочередно,
                 По перстню им дает - и умирает.
                 Ты слушаешь, султан?

                          Саладин (отворачивается
                            от него в смущении)

                                     Да, да! Но только
                 Кончай скорее сказку.

                                   Натан

                                       Я пришел
                 Уже к концу. Что было дальше - ясно
                 Само собой. Едва лишь закрывает
                 Отец глаза, приходит каждый с перстнем
                 И каждый хочет быть владыкой рода.
                 Ни розыски, ни жалобы, ни тяжбы -
                 Ничто не помогает: доказать,
                 Где перстень настоящий, - невозможно.
                     (Молчит, выжидая ответа султана.)
                 Почти настолько же, как нам узнать,
                 Где вера настоящая.

                                  Саладин

                                    И все?
                 И это мне должно служить ответом?

                                   Натан

                 Должно служить мне извиненьем только,
                 Что не берусь я различать те перстни,
                 Которые отец и заказал,
                 Чтоб различить нельзя их было вовсе.

                                  Саладин

                 Что перстни мне! Оставь свою игру!
                 В религиях, которые тебе
                 Я перечислил, думаю, найдется
                 Различие; найти его нетрудно
                 В одежде даже, в пище и питье!

                                   Натан

                 Но только не в основах. Ведь основа
                 У всех одна: история, не так ли?
                 Где - летопись, где - устное преданье!..
                 И на слово истории должны
                 Мы верить?.. Нет? Кому ж мы верим больше?
                 Родным конечно? Кровным? Чьей любовью
                 Мы живы с детских лет? Кем никогда
                 Мы не были обмануты, иначе
                 Как из любви, для нашего же блага?
                 Где верою все держится, возможно ль,
                 Чтоб праотцам твоим перед своими
                 Я отдал предпочтенье? И напротив:
                 Как требовать могу я от тебя,
                 Чтоб уличал во лжи своих ты предков,
                 Моих признавши? Это будет верно
                 И в отношеньи христиан, не так ли?

                                  Саладин

                 (Клянусь, он прав! И я умолкнуть должен.)

                                   Натан

                 Теперь к перстням позволь мне возвратиться.
                 Как сказано, пошли у братьев тяжбы;
                 И каждый присягал перед судьей,
                 Что перстень им из рук отца получен
                 И был ему давным-давно обещан:
                 И было верно это утвержденье!
                 При этом каждый всем на свете клялся,
                 Что обмануть его отец не мог,
                 Что доброго отца и заподозрить
                 Не смеет он в обмане, что скорее
                 Он братьев обвинил бы в плутовстве,
                 Хоть до сих пор способными на это
                 Их не считал; но не уйдет виновный:
                 Разыщет он его и отомстит!

                                  Саладин

                 А что ж судья? Услышать любопытно,
                 Как ты судью заставишь говорить?

                                   Натан

                 Судья сказал: "Иль вашего отца
                 Доставьте мне сейчас, иль прочь идите.
                 Не думаете ль вы, что я обязан
                 Загадки вам разгадывать? Иль ждете,
                 Чтоб сам заговорил желанный перстень? -
                 Постойте-ка! Я слышал, он имеет
                 Таинственную силу - привлекать
                 Особую любовь людей и бога
                 К владельцу своему. Вот где разгадка!
                 Ведь силы этой нет в перстнях поддельных!
                 Который же из вас двумя другими
                 Всех более любим? Ну, говорите!
                 Молчите вы? Так, значит, ваши перстни
                 На вас одних и действуют? Других же
                 Их сила не касается? И каждый
                 Себя же самого всех больше любит?
                 О, если так, то явно: все вы трое -
                 Обманщики, введенные в обман!
                 И перстни ваши все поддельны, явно.
                 Должно быть, настоящий был потерян;
                 Чтоб скрыть и заменить потерю эту,
                 Отец и приказал уж заодно
                 Для каждого из вас по перстню сделать.

                                  Саладин

                 Прекрасно! Восхитительно!

                                   Натан

                                           "Итак, -
                 Судья все продолжает, - если нужен
                 Вам не совет, а приговор, - ступайте!
                 Совет же мой таков: что вам дано,
                 С тем вы и примиритесь. Перстень есть
                 У каждого: пусть каждый и считает,
                 Что перстнем он владеет настоящим.
                 Быть может, ваш отец не захотел,
                 Чтоб воцарилась в роде тирания
                 От перстня одного. Он вас любил,
                 Как видно, равно всех; не потому ли
                 Он не решился двух из вас обидеть
                 На пользу одному? Так подражайте ж
                 Отцу в любви и строго неподкупной
                 И чуждой предрассудков! Силу перстня.
                 Какой кому вручен, друг перед другом
                 Наперерыв старайтесь обнаружить!
                 Чтоб сила эта крепла, будьте сами
                 Скромны, миролюбивы, милосердны
                 И преданы чистосердечно богу!
                 И если та же сила неизменно
                 Проявится и на потомках ваших, -
                 Зову их через тысячи веков
                 Предстать пред этим местом. Здесь тогда
                 Другой судья - меня мудрее - будет.
                 Он скажет приговор. Ступайте!" - Так
                 Закончил речь судья благоразумный.

 Перевод В.С. Лихачева

Источник

* * *

(Подразумеваются три религии: иудаизм, христианство, ислам).

Структурно немного напоминает притчу о владыке, который хотел заставить людей говорить правду: будущие события как бы влияют на прошлое. "Тогда это станет правдой". См. Логика притч
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100