Гюрджиев и <Вечное Возвращение>
Когда я читал в <В поисках чудесного> эпизод о разговоре в кафе о <вечном возвращении> мне с самого начала было не понятно прикололся ли ГИГ над ПДУ или говорил серьезно. ПДУ был опечален, разочарован, жаловался и роптал. ГИГ решил его развеселить, зная его <любимые веселые истории>, согласился ответить на любой вопрос. Заранее зная, что ПДУ спросит о вечном возвращении. Так оно и произошло. ПДУ обрадовался сразу забыл о своей печали. Ведь получается, что как будто, ГИГ сказал: вы правы, я разделяю вашу точку зрения, не расстраивайтесь так сильно, ваши старые представления близки к истине и.т.д. Свое минутное замешательство ПДУ, после того как ГИГ раскрыл карты, быстренько отбросил без колебаний включив данный разговор в свою книгу. И читая, вроде как бы получается, что ГИГ разделяет идею вечного возвращения. Так ли это? Не знаю.
ПДУ до встречи с ГИГом написал примечательную повесть <Странная история:> где идея <ВВ> - центральная тема.
Фридрих Ницше общепризнанный отец данной концепции считал ее краеугольным камнем своей философии. <Вечное возвращение> свалилось ему на голову во время прогулки по озеру. Почти за сорок лет до этого примечательного события молодой датчанин написал и издал под именем Константин Констанциус эссе <Повторение>.
Для ФН эта идея была нечто большим, чем просто механический вариант христианской концепции воскресения, которая имеет отношение к будущему. <Вечное возвращение> - это призыв к аутентичной жизни, к пробуждению ответственности за то, как я проживаю свою жизнь. Ведь мысль - < Хочешь ли этого еще раз и еще бесчисленное количество раз? - величайшим бременем ложиться на твои поступки>. ГИГ сказал что понимание <ВВ> с точки зрения повторения жизней не дает человеку ничего, только еще больше погружает в сон. Нужно увидеть повторение в собственной жизни, чтобы затем избежать повторения.
Я могу сказать на основании собственного опыта, что моя жизнь была сплошным повторением и что самое поразительное - я этого не замечал. Я всю свою жизнь пытался решить одни и те же проблемы и не только не приближался к их разрешению, но еще больше запутывался в них. Я совершал одни и те же ошибки, давал себе обещание так больше не поступать и сразу же забывал об этом. Это был тупик, выхода не было. Я обречен. Я убедился на основании фактов моей повседневной жизни, что у меня нет воли и в моей жизни все случается. Я как пушинка на ветру не принадлежу себе, нет опоры, нет выбора за меня уже все давно решено, я в пустоте и внутри пустота.
Одним словом я спал и мне снился кошмарный сон. И что самое ужасное в этом, что в отличие от обычного сна в котором ночные кошмары обладают <пробуждающей> силой, этот сон они только усиливают. Чем хуже мне становилось, тем глубже я засыпал. Так темно бывает только перед рассветом. Для меня духовное пробуждение- это, прежде всего пробуждение от ночного кошмара, пробуждение от страданий.
Ну да ладно. Ну а все таки интересно, прикололся ГИГ над ПДУ в том ресторанчике на Садовой?