1. Математика - язык науки.
2. Математика способна открывать незримое. Местоположение Нептуна было вычислено "на кончике пера" и лишь позже, благодаря этим вычислениям, астрономы обнаружили на указанной траектории планету.
3. Естественный язык, хотя и лишен точности математики, в чем-то сходен с ней (подчиняется законам логики, например) и также обладает способностью обнаруживать скрытое.
4. Очевидно, что описание яблока не равно самому яблоку и можно к этому относиться как к чему-то само собой разумеющемуся.
Математический "палец", указывающий на Нептун, Нептуном не является. У математики как языка описания предметов и процессов, никогда не было претензии на объектность. То же самое касается естественных языков. Смысл наблюдения "Описание велосипеда не является самим велосипедом" или "Дзен-буддизм нельзя выразить словами" и аналогичных высказываний - тривиален (хотя и тривиальные высказывания иногда нужны).
5. Тем не менее, несмотря на свою "необъектность" и прочие неизбежные ограничения, язык справляется с задачами обнаружения незримого. Язык достаточно гибок, чтобы обходить собственные ограничения. В язык встроены "стабилизаторы", которые помогают "пальцу" указывать в верном направлении, несмотря на тряску по дороге в незнаемое.
* * *
Рассмотрим в качестве примера высказывание, приписываемое шейху Абуль-Хасану аш-Шазали:
The Sufi views his own experience as tiny bits of dust made visible by a ray of sunlight: neither real nor unreal.
"Суфий рассматривает свой [жизненный] опыт как частички пыли, видимые в луче света: ни как реальный, ни как нереальный".
Языковые описания требуют различения, двойственности - в данном случае понятий реальное и нереальное. Опыт же целостен и поэтому не всегда легко может быть описан в терминах противоположностей "или - или". Но язык позволяет выйти за рамки собственных ограничений. Шейх, указывая на целостный опыт суфия, отказывается от двоичной логики "или - или" посредством объединения противоположностей.
* * *
6. Никто еще не установил предел возможных математических описаний. То же можно сказать о пределах описаний в естественных языках.
7. Когда кто-то говорит, что есть вещи невыразимые в языке, он либо путает объект и его описание (велосипед и инструкцию по его использованию), луну и палец, на нее указывающий, карту местности и саму местность; либо говорит о том, знать чего в принципе не может, поскольку ограничения языка нам неведомы.
Перефразируя Л.Витгенштейна:
Думаешь, что о чем-то нельзя говорить? Об этом следует помалкивать.
8. Вывод.
В начале было Слово. И в конце будет Слово.