Из Средней Азии и Персии... в Кашмир пришло мистическое учение, взывавшее к сердцу, нежели к уму, и говорившее на языке народа. Кашмир с его богатейшей духовной традицией, с пониманием принял гуманистические, внекастовые, внерелигиозные, напрямую обращенные к Богу внутри, взгляды суфиев, и произвел на свет нескольких святых, сама жизнь которых и была их философией и йогой. И ярчайшей звездой среди них была Лаллешвари, чьи
вакх (изречения) до сих пор наизусть помнят в Кашмире, и не только. Она стала первой в блестящей плеяде средневековых поэтов-мистиков Индии, таких как Кабир, Тулсидас, Гуру Нанак (
основатель сикхизма), Мирабаи.
<...>
Индусы называли ее Лаллешвари или Лалла, мусульмане - Лалла Арифа, и те, и другие называли ее Лал Дэд (бабушка).
<...>
Свои
вакх Лаллешвари называла «драгоценным вином».*
___
* Читала ли Марина Цветаева стихи средневековой кашмирской йогини-поэтессы? Сравните: «…моим стихам, как драгоценным винам, наступит свой черед».
В. Дмитриева. Кашмирский шиваизм. Освобождение и наслаждениеВот моя лампа знания вдалеке,
Раздуваемая медленным дыханием из моего горла.
Моя яркая душа явлена моей самости.
Я развеяла вовне свой внутренний свет.
Темнота запечатана снаружи,
Собрала я урожай истины и держусь Его крепко.Лал-дэд считала растворение самости самым важным для самореализации. Согласно ей,
садхака (аналог искателя в суфизме) должен достичь такой ментальной установки, когда между "Он" и "я" не остается никакой разницы. Она говорит, что тот, кто относится одинаково к своей самости и самости других, избавится от различия между "я" и "ты", что только тот, кто равно относится к ночи и дню, к печали и радости, может найти Бога в самом себе.
Dr. Krishna Raina. Mystic trends in Kashmiri Poetry