(Одна из последних, видимо, статей недавно умершего философа
А.Пятигорского).
О внешнем наблюдателе: предел разговора, авторефлексия, переход к внешнему наблюдателюЭто когда разговаривающий, мысля, обращается к самому себе как к мыслящему («пока он существует», парафразируя Декарта), но только в выбранный (сказанный, услышанный, записанный) момент разговора. И такой момент будет не просто рефлексией, как она мною определялась и переопределялась, но авторефлексией.
Авторефлексия, строго говоря, -- это о себе самом как о мыслящем, а не о мыслящем как о себе самом.
<...>
Именно в авторефлексии мыслящий как бы «пробивает дырку» из мышления в сознание и обретает в нем -- пусть сколь угодно временный -- онтологический статус.
<...>
Практически авторефлексия, если она не возникает спонтанно, всегда возможна, но чрезвычайно трудна. Мы начали с простейшего случая ее генерации в разговоре, затем перешли к рефлексивным текстам как уже свершившимся (часто случайно) ее историческим фиксациям. При этом мы четко осознаем, что, опять же, в каждый «данный момент» ее почти нет, как почти нет и авторефлексирующих.
<...>
...метафора, взятая из «Бхагавад-Гиты»: авторефлексирующий -- не тот, кто не сражается, когда другие сражаются, а тот, кто, и сражаясь, как другие, не сражается. Так, замахнулся мечом и... замер. Окинул взглядом поле битвы. В этот (данный!) момент он -- не воитель, не мыслитель, а наблюдатель, свидетель.
Отсюда* * * *
Кстати:
Принимал участие в съемках документального фильма, посвященного Георгию Ивановичу Гурджиеву — «Сталин, Ленин и Гурджиев»
Пишет о Гурджиеве в своих книгах "Вспомнишь странного человека" и "Философия одного переулка".