"Перейдя на вторую ступень, ученики, практикующие коаны, начинают работать над Му. Концентрация, развитая в работе с дыханием, направляется теперь на Му. Му становится ключевым вопросом. Му — это квинтэссенция всех тех вопросов о первооснове бытия, которые и приводят нас к духовной практике. Кто я? Что есть истина? Что есть реальность? Что такое жизнь? Что такое Бог? Все эти вопросы сводятся к одному — что такое Му. Самое замечательное в работе с Му, в работе с первыми коанами вообще, это то, что в них нет ни единой «зацепки» для разума, — нам буквально не за что уцепиться. Поэтому мы можем запросто потерять веру в свои силы. Другие коаны, над которыми мы начинаем работать: «как звучит хлопок одной рукой?», «каково твое первоначальное лицо — то, которое ты имел до того, как появились на свет твои родители?» — обладают тем же свойством, что и Му: они неразрешимы, не поддаются линейному, логическому пониманию. По существу, они специально для того и придуманы, чтобы «заклинить» весь процесс мышления. Мы не можем разрешить вопрос «что такое Му?» с помощью логики или любых других методов, которые мы обычно используем в этих случаях. Нужно, чтобы произошло что-то еще. Здесь требуется скорее головокружительный скачок к интуитивному прозрению, чем просто ответ на вопрос. Решение коана — это не столько какая-то объективная реальность, сколько состояние ума."
Джон Лури "Восемь врат дзен".