Есть так называемые
Четыре печати буддизма. Это базовые постулаты буддийской философии, однако надо понимать, что вообще говоря это не что иное как инструмент для медитации
випашьяна.
Буддист направляет своё внимание, натренированное в практике шаматхи, на эти четыре печати, четыре постулата - анитья, духкха, анатта, нирвана.
Анитья - это мимолётность. Когда буддист медитирует на анитья, он сосредотачивается на идее, что все явления исчезающе мимолётны. Что всё бытие в целом это непрерывная смена неких мимолётных отпечатков. Элементарных квантов восприятия, называемых в буддизме дхармами. Все явления буддист рассматривает в таком ключе. Для этого существует много различных методов. Например, самый грубый способ - так называемая практика "Океан Скелетов".
Более тонкий способ - созерцание конкретных восприятий - например звука - в их исходной таковости - как они есть. Когда мы слышим звук, каждое мгновение предыдущего восприятия уже нет. Звук это непрерывная смена таких вот мгновенных восприятий. Постепенно практикующий приходит к вИдению, что каждый аспект бытия по сути таков, в том числе и то, что он привык называть "я". Точно такими же мимолётными оказываются и все наши состояния - радость, счастье, горе, привязанности и т.д. Это освобождает.
Второй постулат, на котором сосредотачивается буддист - это духкха. Духкха - это страдание, маята. Буддист обращает внимание на то, насколько всё бытие до мельчайших его уровней пронизано постоянной погоней за призрачным удовлетворением и беготнёй от призрачных же неприятностей и т.д. Существа причиняют страдания и самим себе и другим, охваченные этими страстями. Люди не задумываются о своей жизни, продолжая воспроизводить одни и те же паттерны поведения. Буддист, наблюдая за своим собственным сознанием, начинает видеть, что такие вот элементы - дхармы - связанные со страстями, леностью ума и определёнными фундаментальными заблуждениями, неизменно порождают страдание и замутнённость сознания. И иного выхода из этого океана самовоспроизводящегося страдания кроме как через глубинное понимание, не существует. В общем, суть духкха-випашьяны заключается в том, чтобы увидеть, во-первых, то, что страдание имеет место, и во-вторых - в чём кроется источник страдания.
Далее практикующий переходит к медитации на анатма. Анатма - это бессущностность. Постигая бессущностность, практикующий сосредотачивается на вопросе "где здесь сущность явления?". Нужно пояснить, что имеется в виду под сущностью. Это некая штука, которая делает данное явление данным явлением сама по себе. Например, возьмём чашку. Есть ли некая определённая штука, на которую можно указать пальцем и сказать: "это - сущность чашки, именно она делает чашку чашкой"? Делает ли чашку чашкой то, что она состоит из фарфора? Или то, что она имеет углубление? И т.д. Мы приходим к выводу, что "чашка" - это номинальное понятие и оно характеризует некоторую совокупность определённых условий, но не какое-то явление постоянное как таковое. Итак, анатма - это утверждение, что все наблюдаемые явления бессущностны, т.е. являются лишь совокупностью условий. Это подобно тому, что облако кажется плотным лишь издали, а при ближайшем рассмотрении оно оказывается лишь совокупностью мельчайших капелек воды, собранных вместе под действием определённых условий. Практикующий приходит к пониманию, что точно так же нет никакого такого имеющего сущность явления, которое можно назвать "я". "Я" - это точно такая же совокупность условий, номинальное понятие, да ещё и составленное из исчезающе мимолётных отпечатков-дхарм. И он видит, что это понимание оказывается ключом к нейтрализации страстных интенций, поскольку все страстные интенции проистекают из ложного впечатления, что существует некое отдельное "я", противостоящее другим "я".
И наконец, практикующий приходит к четвёртой печати - к нирване. Здесь он получает возможность испытать состояние свободы от тех самых страстных интенций. Это становится возможным в результате практики предыдущих трёх печатей. Эта печать соответствует непосредственной практике Махамудры. Практикующий получает возможность сосредоточиться на чистом пространстве сознания до возникновения всех клеш, помрачений, фундаментальных эго-паттернов - сосредоточиться и полностью "перейти в него". То есть нирвана оказывается не наличием чего-то, а наоборот - отсутствием. Эта стадия уже выходит за пределы випашьяны как таковой, поскольку она несёт в себе и черты шаматхи, но на самом деле это уже новое состояние - самма-самадхи, собственно просветление в буддийском понимании.
Оффтоп перенесён сюда.