В этом нет ничего революционного. Об этом в один голос говорят все исследователи традиции, от Блаватской до Генона. Очевидно, что конец сомнениям положил перевод на английский язык в 19 в. <Дабистан ал-мазхиб> зороастрийца Мубада Кейхосрава, где и говорится о многих Зардустах (пехлевийское имя Заратустры).
Однако, даже без этого текста, имеются многочисленные данные в пользу высказанной <теории>. Так, в <Вендидад>, в разговоре Спитамы Заратустры с Ахура-Маздой, пророк спрашивает, кто же был первым последователем <веры заратуштровой>? Ахура-Мазда отвечает, что Иима (Джамшид), который был легендарным царем древнейшей династии Пишдадидов, правивший в Гиперборейской Ариана-Ваэджа и отстоявший от времен Спитамидов на сотни поколений.
1. Спросил Заратуштра Ахура-Мазду:
"Ахура-Мазда, Дух Святейший, Творец плотского мира, истинный, с кем впервые из смертных говорил ты, Ахура-Мазда, кроме меня, Заратуштры? Кого наставлял ты Вере ахуровской, заратуштровской?"
2. И так молвил Ахура-Мазда:
"С Йимой прекрасным, владетелем добрых стад, о праведный Заратуштра. С ним первым из смертных говорил я, Ахура-Мазда, кроме тебя, Заратуштры. Его наставлял я Вере ахуровской, заратуштровской.*
1. Спросил Заратуштра Ахура-Мазду: "Ахура-Мазда, Дух Святейший, Творец мира телесного, истинный! С кем ты, о Ахура-Мазда, беседовал до меня, Заратуштры? Кого ты впервые научил Религии Господа и Заратуштры*?"
2. И сказал Ахура-Мазда: "С Йимой прекрасным, богатым стадами, о праведный Заратуштра, с ним первым из людей я, Ахура-Мазда, беседовал до тебя, Заратуштры, ему я объявил Религию Господа и Заратуштры.
* - здесь читай: <жреческая традиция> или <примордиальная традиция>, передававшаяся от одного поколения посвященных зоро-астеров к другому, из <Золотого Века> (сатья-юги) в <Век Железный> (кали-югу), из арктической арийской прародины Ариана-Ваэджо в Евразию.
Древние историки, которые были гораздо ближе нас к периоду Спитамы Зороастра, однако, приводят самые разные даты жизни Заратустры, что наталкивает на мысль о множественности носителей этого Титула. Ксанф из Лидии относит его к периоду, примерно за 600 лет до Троянской войны, Плиний говорит, что Зороастр жил за 5000 лет до Троянской войны. Халдейский жрец Бероз делает его царем Вавилона около 2200 до н.э., Аристотель и Евдок относят его к эпохе не меньше чем за 600 лет до Платона.
В этой же связи показательнее всего проследить происхождение имени пророка. Первоначально Заратуштра звучало как Зоро-Астер (Зоро-Астар, Зеро-Иштар, <семя богини>, <семя Иштар>, акк. zer - <семя, род> + istar <богиня, собств. Иштар>), т.е. <божественного рода>. Инициатическое значение богини Иштар у халдеев хорошо известно, и, наиболее наглядно выражено в поэмах <Похищение Мэ у Энки> и <Нисхождение в ад>. Зоро-Иштар был ни чем иным, как титулом верховных жрецов, иерофантов магов, традиция которых существовала с глубокой древности на территории Мидии, Бакрианы, и других соседних государств. Абу Рейхан Бируни пишет, что <Зороастр, сын Сефид-Тумана был из потомков царя Менучихра и принадлежал к родовитым семьям магов>. Зороастризм, каким мы его знаем, не был чем-то новым, а возник (был создан) на традиционном магианстве. Даже само название жрецов в <новой религии> - Мобед (Moghpati), переводится не иначе, как <глава магов (отец магов)>. Однако, после того, как Дарий, сын Гистаспа сверг магианского царя Гаумату, последовала трансформация, и Зоро-Иштар магов стал Заратуштрой <Вендидада>. А само имя Заратуштра стали переводить как всего лишь <богатый верблюдами> (зара - <золотой, богатый, старый, погоняющий> + уштра <верблюд>).
Схоларх неоплатонической школы Порфирий, говоря о Пифагоре, сообщает, что в Вавилоне он обучался Зар-Адас'ом, главой училища священников. Александр Полихистр утверждает, что Пифагор был учеником некоего ассирийца Назарета. Зар-Адас также не есть имя, а более раннее от Назар (назарей). Плиний называет Зороастра назареем, так, что его имя снова дает нам На-Зар-Астер (<Жрец (богини) Аштар>). К назарейским коллегиям жрецов принадлежали почти все ветхозаветные патриархи, начиная с первосвященника Самуила, Самсона, Ездры, Иосифа, чья голова, <голова назара среди братии>, и, кончая Иоанном Крестителем и Иисусом-назареем. Все Зороастры были назарами Иштар. Зоро-Астер, или более западное Назар, таким образом, было всего лишь наименованием посвященных, определенной степени в жреческой иерархии. Судя по всему, позднее, <назар> было заимствовано и суфиями, где этот термин понимается как <духовное внимание учителя на ученике, наставничество и попечение> (взято кажется с этого сайта). Суть же осталась прежней, каждый суфийский мастер является назаром, наставником, продолжателем инициатической традиции зоро-астров древности. Небезынтересны слова Шихаб ад-дина Сухраварди о <восточной ветви мудрости>, влившейся в суфизм от царей-мудрецов Гайомарта, Феридуна, Кей-Хосрова, Заратустру, к ранним суфиям - ал-Бистами, ал-Халладжу и ал-Харакани.