[суфизм как эзотерическая традиция подразумевает интеллектуальную позицию. Это способ открыться Реальности и выйти за рамки дискурсивного мышления]
... в мире ислама эзотеризм всегда предполагает метафизический взгляд на вещи — даже в своих бхактических формах — и, таким образом, он вполне отчетливо отделяется от экзотеризма, который, в данном случае, можно без труда охарактеризовать как обычный Закон.
Всякий совершенный путь созерцания, например, суфизм или христианский мистицизм (в подлинном значении этого слова) отличается от пути праведности — такого, который по ошибке называют «мистическим» — отличается тем, что он подразумевает активную интеллектуальную позицию. Такая позиция отнюдь не должна восприниматься как своего рода индивидуализм, которого коснулось интеллектуальное дуновение. Напротив, она предполагает склонность к раскрытию себя сущностной Реальности (ал-хакика), выходящей за пределы дискурсивной мысли, а отсюда — и возможность интеллектуально располагаться по ту сторону индивидуальной субъективности.
(Т. Буркхардт, «Введение в доктрину суфизма»)
* * *
Титус Буркхардт вне всяких сомнений является одним из ключевых фигур школы, которую впоследствии стали называть традиционалистской. Он одновременно и знаток метафизики и космологии, и специалист по традиционным искусствам Востока и Запада, и новатор в сфере интерпретации и перевода главных суфийских текстов, и проницательнейший из всех западных исследователей традиционного искусства, жизни и философии исламского Магриба, в частности Марокко, и превосходный толкователь традиционных принципов общественной жизни.
<...>
"Буркхардт также был первым, кому удалось раскрыть смысл главных доктринальных работ суфизма с помощью перевода главных сочинений исламского гнозиса, таких как "Фузус аль-Хикам" Ибн Араби, а также "Аль-Инсан аль-Камил" Абда аль-Карим аль-Джили. В своем метафизическом шедевре "Введение в суфийскую доктрину" он детально изложил квинтэссенцию исламского гнозиса (al-ma'rifah) своими словами".
С.Х.Наср