Бог - в общем, понятие, явление, главным образом, абстрактное. И практика вспоминания тоже занятие очень отвлеченное, и посему крайне сложное. Поставила эксперимент. Взяла <граничные условия> - средне-пограничные состояния психики, гнев, сильная обида, раздражение, и на зашкаливающих датчиках приподнимала половицу подсознания и проверяла, как насчет присутствия там не то что Бога, а хотя бы парочки близких и дорогих для меня сущностей. Результат предсказуем - там было пусто. Записала как заключение, и на всякий случай заглянула в соседний подпол короткой девичьей памяти. Оказалось, в пору ...м-м-м... девичества и ранней юности чувства-то посильнее были, или - безудержнее, и тогда эти средне-пограничные состояния если и появлялись, то моментально улетучивались, являя истинное, светлое, и безусловно более постоянное. Удивило меня это? Нет.
Что сочла за возможные выводы. 1. <Тренируйся вон, на кошках> (с). 2. Математический метод интегрирования, называемый <замена переменной>, позволяет чуть-чуть определить возможность обучения на Пути. 3. Геометрически коротким путем является путь безумца, божественного влюбленного, но слететь с этого пути, по всей видимости, очень легко. 4. Существование Бога не является необходимым условием для продвижения по Пути к Нему.
То есть, по сути, мы оперируем исключительно человеческими возможностями и понятиями, и в этой системе координат можем легко обойтись без какого-либо упоминания Бога.
С другой стороны, налицо факт, что человек явно не в состоянии удерживаться в этой системе отсчета. И здесь введение Бога в качестве дополнительной степени свободы, равно как и дополнительной ограничивающей связи, одинаково благоприятно влияет (должно влиять) на способность человека немного улучшить свое печальное существование, и можно представить, что видение за человеческими субъективностями некоего объективного гарантирует в известной степени сохранность этих человеческих субъективностей. Иначе говоря, представляя за спиной жены грустного седого старца с посохом, продолжать ссору как-то неловко.
Но тут мы оказываемся в начале рассуждений и приходим к тому, что не то что старца, личной жены в разгар страстей не замечаешь (а если и замечаешь, то только еще больше звереешь).
И здесь никаких выводов мне не выводится. Без Бога никуда, и к Богу никак.