Вчера в ханаке симпатичный и вдумчивый гость, молодой человек, высказал знакомую мысль, что наука, как и современная культура в целом, убивает в людях веру. Современность в таком понимании привычно предстает как нечто антитрадиционное, противостоящее духовным ценностям - и прежде всего вере.
Но что есть вера? Это "обличение вещей невидимых" (Евр. 11:1). Разве не сказано в священных текстах, что в конце времен (то есть со временем) тайное будет становиться явным*? Иными словами, невидимое станет видным и понятным, вера приблизится к знанию. Или мы должны сожалеть об уходящих предрассудках и суевериях, которые многие принимают за веру? Суеверия подменяют и загрязняют веру, так что об их уходе сожалеть не стоит.
Примитивная вера это "вера пробелов" - пробелов в человеческом знании, когда непонятные события объясняют вмешательством высших сил. (Гром гремит, потому что гневается божество). Но это отнюдь не истинная вера.
Означает ли это, что развитие науки ведет к исчезновению тайны? Конечно же, нет. Мир непознаваем до конца. И сама наука говорит об этом тоже: невозможно полностью познать тот мир, в котором мы живем, не выходя из него. И выйти из него невозможно. Всегда останутся вопросы, на которые нет рассудочного ответа и, соответственно, останется место для веры.
Вместо наивной веры в нарушение законов и "веры пробелов" мистическая традиция призывает постигать то, что лежит в основе всего сотворенного - и даже самого сознания, позволяющего рационально познавать мир. Те процессы, которые мы связываем с современностью, в конечном счете, хотя далеко не всегда это очевидно, не только не враждебны
истинной вере, но ведут к ее очищению.
И в конце концов, когда вера и знание станут неразделимы, "уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от мала до велика..." (Иеремия 31:34)
-----------------------------
* 5. Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, - откроется тебе.
Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.
6. Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом.
Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.
Евангелие от Фомы.
Источник (Апокриф).