Концепция богопознания у Байазида Бистами
Новизна учения Байазида Бистами (803-875), видного представителя радикального суфизма IX века, заключается, прежде всего, в оригинальной трактовке тем, уже использовавшихся в суфийской теории и практике в его время, а также во введенных им в обращение суфийских концепциях, позднее использовавшихся всеми суфиями.
Одна из важных тем, выделяющихся в корпусе речений Бистами, - тема богопознания (ма’рифата) и познавшего-гностика (‘арифа). В его определениях ма’рифата явственно проглядывает своеобразный вариант «ученого незнания». Согласно Бистами, «Ма’рифат божественной сущности – лишь неведение; знание сути [этого] ма’рифата – сущая путаница. Всё, что они говорят о Нём, - чистое идолопоклонство; те, кто больше всего говорят, дальше всего от истины» . Наличествует даже более резкое определение: «Пока слуга [Божий] несведущ, он – познавший, но его знание испаряется, когда его неведение покидает его» . Здесь, конечно, не идет речь об отрицании самой возможности богопознания, - Бога, в той мере, в какой Он проявляется в сердце мистика, познать всё-таки можно, - однако, если это знание принимается за несто самоценное, он «испаряется», так как значим только Бог.
С другой стороны, следует упомянуть и о положительных характеристиках ма’рифата, например: «Источник [знания] познавшего не замутить ничем; всё смутное, что попадает в него, становится ясным».
Учение Бистами о богопознании тесно связано с его представлением о «всеобъемлющем» сердце. Так, Бистами утверждает: «Будь Престол [Божий] и им охватываемое сотню миллионов раз в одном из уголков сердца знающего, он не почувствовал бы того» . Очистившееся от влияния животной души (нафс) сердце «подобно светильнику в оправе из зеркал, не имеющих изъяна. Сияние сердца озаряет весь ангельский мир (малакут). Чем же тогда сердцу может быть страшна тьма?»
Бистами часто говоряит о неотрыно связанном с темой богопознания парадоксе мистического поиска, искания Бога: на самом деле, тот, кто полагает, что он ищет Бога, придает себе неоправданно большое значение, как будто бы Бог может быть найден (или не найден) без Его на то согласия. С другой стороны, если не предпринимать усилий, ничего не произойдет. Говоря словами Бистами, «то, о чём мы ведем речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и, однако, только ищущий находит это» . Наиболее точно (пусть и в форме парадокса) это выражено в Нур ал-‘Улум: «Бу Йазида cпросили: ‘Происходит что-либо от усилий раба [Божьего]?’ – Ответил: ’Нет, но без усилий тоже не происходит’»
http://www.livejournal.com/users/vesangi/