Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: о поисках начала в культуре и в суфизме в чст.  (Прочитано 769 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

poslushnic

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 106
  • Reputation Power: 1
  • poslushnic has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Такие соображения могут показаться интересными в свете споров о начале суфизма: возникает ли он с началом пророческой миссии Пророка Мухаммада, или является продолжением одной из более древних традиций - Хорасана например.

Ю.Лотман, считая, что неправомерно предполагать о возникновении феномена высокой культуры без такого же развитого предшественника, ссылается на паралель из химии - явление автокатализа:

есть процесы с получения вещества, которые невозможны, без присутствия некоторого количества этого же вещества в начале реакции.

Интересные соображения можно увидеть и в зарождении основных идей христианской культуры. Так по мысли  Вяч. Иванова, дионисийство есть некое «упреждение» христианства в самых его существеннейших чертах.

Ограничимся несколькими указаниями на первоначальные аналогии между возникающим христианством и Дионисовой религией, которые представляются нам как бы упреждениями, воспринятыми новым откровением из древнего религиозного опыта еще в самой колыбели нашего вероучения.

В евангельских притчах и повествовании мы встречаем непрерывную череду образов и символов, принадлежащих кругу дионисийских представлений. Виноград и виноградник (ἄμπελος Διονύσου); виноградари, убивающие сына хозяина в винограднике, как титанические виноградари в винограднике умерщвляют Вакха, он же непосредственно сын Диев, рожденный из чресл небесного отца; рыба и рыбная ловля (Διόνυσος  — как ἰχθὺς, наравне с Орфеем, — символ Христа; Διόνυσος ἁλιεύς); чудесное насыщение народа хлебами и рыбами; хождение по водам и укрощение бури; полевые лилии и дети, играющие на флейте; облик Сына человеческого как гостя и хозяина пиршеств и участника веселий, как жениха, окруженного девами, несущими светильники, как пастыря и агнца; мед и смоковница; огонь осоляющий, и семя, не оживающее, пока не умрет; отмена поста для сынов чертога брачного, и обещание нового вина в жизни новой; причащение хлебом и вином на жертвенной вечере (как в вакхических мистериях); вход в Иерусалим на осле (животное Диониса) среди вдохновенных кликов и в окружении пальмовых ветвей; эпифании и очищения; миро и слезы женских молитвенных восторгов; в четвертом Евангелии — претворение воды в вино на свадебном пире, речи о воде живой, о виноградной лозе, о сведении тела и выпитии крови Христа, — все это намечено в прообразах Дионисовой религии, как намечен и сам жертвенный облик Бога и человека вместе, чудесно зачатого земною избранницею небесного Отца (по успении своем взятой на небо), преследуемого и бегством спасенного во младенчестве, распространяющего свое внутреннее царство в охваченных священным восторгом, «обратившихся» (μετάνοια, μετατροπή Евангелия), забывших и презревших искаженную земную действительность душах людей, — странствующего по земле с своим божественно-беззаботным и детски-радостным сонмом, — часто не узнаваемого под новыми ликами своих явлений, окруженного непрерывающимся чудом, удаляющегося незаметным из враждебной толпы, — наконец, плененного врагами, страдающего, убитого, погребенного, женщинами оплаканного, воскресшего, взошедшего на небеса до своего нового молнийного явления.

Быть может, малоазийские и сирийские общины поклонников Вышнего Бога (ὕψιστος θεός), сохранившие в своих верованиях многие черты культа Диониса Сабазия, посредствовали между Галилеей и дионисийскою Элладой и заронили среди соседних язычникам арамеев отголоски прозрений и предчувствий, родившихся в лоне чуждого им богопочитания. Быть может, дионисийские идеи и представления и издавна уже отдавались отдаленным эхом в еврейском пророчествования. Во всяком случае, родство и взаимное тяготение Дионисовой веры, вдруг преображающей в глазах «вакха» — тирсоносца юдоль земную в блаженную Нису, этой огнем крестящей веры, чрез которую человек теряет свою душу, чтобы вновь приобрести ее, — и первоначальной, существенно экстатической стихии христианства, — чувствуется, вопреки особенно ожесточенным нападениям христианских апологетов на все, что от Диониса в язычестве: эта вражда именно объясняется — боязнью соперничества.

Между тем Дионис был тайным и внутренним союзником Бога галилейских рыбарей против иного опасного соперника — Митры, чей культ являет ряд общих с христианством внешних особенностей и, по-видимому, повлиял на некоторые христианские представления, как в свою очередь дионисийство влияло на маздеизм58. Если не случилось то, что, по мнению Ренана, было ближайшею историческою возможностью, — если культ Митры не сделался вселенской религией, — отчасти тому причиною было, быть может, скрытое присутствие в христианстве дионисийских начал, которые делали его непосредственно-понятным и бессознательно близким издавна воспитанной для его приятия Дионисовым откровением души языческой.

Вячеслав Иванов Эллинская религия страдающего бога (фрагменты верстки книги 1917 г. погибшей при пожаре в доме Сабашниковых в Москве)

http://www.rvb.ru/ivanov/1_critical/2_eshill/01text/02add/08.htm

Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
о поисках начала в культуре и в суфизме в чст.
« Ответ #1 : 11 пЭТРап 2010, 21:53:24 »
Поиски "начала" какого-то культурного явления не всегда оправданны.
В некоторых случаях это неосознанное стремление использовать привычную мифологическую схему - утверждает Ю.Лотман в статье "Исторические закономерности и структура текста".

Лотман цитирует письмо извстного советского "востоковеда" академика Н.И.Конрада к А.Тойнби, британскому историку, известного именно попыткой представить историю как серию замкнутых культур с "началами" и "концами".
Конрад пишет, что данные археологических раскопок позволяют пересмотреть взгляд на Иллиаду как на начало греческой литературы. Разумнее считать, что она просто итог более древней ахейской культуры, но итог подведенный новым народом, эту культуру унаследовавшим. А подлинное начало греческой литературы - это та примитивная проза и поэзия, которую мы находим в послегомеровскую эпоху. 
Похоже Конрад пишет и про Рамаяну: чем объяснять этот эпос невероятно развившейся на голом месте мифологической фантазией, соединенную с "поразательным искусством ее выражения", логичнее и проще объяснить все чисто исторически  - как реликт ушедшего мира, преображенно возродившийся через его разрушителей (имеються ввиду арии, предположительно разрушившие "цивилизацию Хараппы")

Такие соображения могут показаться интересными в свете споров о начале суфизма: возникает ли он с началом пророческой миссии Пророка Мухаммада, или является продолжением одной из более древних традиций - Хорасана например.

Ю.Лотман, считая, что неправомерно предполагать о возникновении феномена высокой культуры без такого же развитого предшественника, ссылается на паралель из химии - явление автокатализа:

есть процесы с получения вещества, которые невозможны, без присутствия некоторого количества этого же вещества в начале реакции.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100