Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Парадокс альтруизма  (Прочитано 3873 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Эгоизм должен уйти в процессе эволюции
« Ответ #10 : 20 бХЭвпСап 2013, 13:46:40 »
Цитировать
По данным исследователей из Университета штата Мичиган, новые наработки в теории игр показали, что эгоизм является чертой, от которой можно избавиться эволюционным путём, как от простого проявления человеческого характера. «Мы обнаружили, что эволюция накажет вас, если вы эгоистичныи недоброжелательны», - говорит ведущий автор теории Кристоф Адами (Christoph Adami), профессор микробиологии и молекулярной генетики в Университете штата Мичиган. «Эгоисты могут обойти за короткое время определённых оппонентов. Однако эгоизм является неустойчивым в эволюционных масштабах».
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Парадокс альтруизма
« Ответ #9 : 17 пЭТРап 2013, 13:09:43 »
Видео - альтруизм у бонобо http://youtu.be/sRDc4SCaFLQ
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Парадокс альтруизма
« Ответ #8 : 28 ЬРавР 2012, 22:23:32 »
Беда биологов,как и всех узких специалистов в том,что они поддаются соблазну "объяснять мироздание" со своей колокольни.    http://forum.sufism.ru/index.php?topic=8309.msg70724#msg70724    Что и приводит к таким диким,с точки зрения других дисциплин о поведении,пассажам от А.Маркова -
 "Интересный вопрос – есть ли у человека такие эмоции, которых нет или почти нет у животных? Мы знаем, что даже такие чувства, как сильная привязанность к сексуальному партнеру, у животных есть, и даже регулируются они теми же нейропептидами и медиаторами, что и у человека. Однако у человека есть одна эмоция, почти не свойственная животным. Это отвращение. И есть основания полагать, что развитие чувства отвращения было тесно связано с парохиализмом, с враждебностью к чужакам, о которой мы говорили. Например, было показано, что приверженность «своей» социальной группе (в частности, патриотизм) — коррелирует с развитостью чувства отвращения (Navarrete & Fessler, 2006. Disease avoidance and ethnocentrism: the effects of disease vulnerability and disgust sensitivity on intergroup attitudes); показано также, что боязнь инфекции, страх заболеть коррелирует с ксенофобией, негативным отношением к иностранцам (Jason Faulkner et al. 2004. Evolved Disease-Avoidance Mechanisms and Contemporary Xenophobic Attitudes). Может быть, в этом состоит одно из важных отличий человека от других животных в области эмоциональной регуляции поведения. Может быть, острая межгрупповая конкуренция у наших предков привела к комплексному развитию альтруизма и парохиализма, как мы уже говорили, причем это было связано с определенными изменениями эмоциональной сферы, в частности, развитие парохиализма могло быть связано с развитием чувства отвращения.
Изначально отвращение могло выполнять функции гигиенического характера, но в ходе антропогенеза это чувство, по-видимому, было «рекрутировано» для выполнения совсем иных, чисто социальных задач. Объект, вызывающий отвращение, должен быть отброшен, изолирован или уничтожен, от него необходимо дистанцироваться. Это делает отвращение идеальным «сырым материалом» для развития механизмов поддержания целостности группы. В результате наши предки научились испытывать отвращение к чужакам, «не нашим», «не таким, как мы». Для подчеркивания межгрупповых различий люди и сегодня сплошь и рядом привлекают морально-нравственные оценки, в том числе основанные на чувстве отвращения." (всё это,практически тождественно,есть даже у насекомых!)               -      Понятно,что всем нужно размышлять о всеобщем,но хоть с данными из других источников тоже знакомиться.Такие противоречия,отдающие дилетантизмом,да ещё и с обобщениями,вызывают недоверие,что естественно снижает "качество конечного продукта",как основы для дальнейших размышлений...Фромм,пожалуй,поинтересней будет,пообъективнее.
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Парадокс альтруизма
« Ответ #7 : 27 ЬРавР 2012, 12:07:40 »
Альтруизм и парадокс Симпсона
http://batrachos.com/node/590


Подпорки альтруизма
http://batrachos.com/node/595

Почему религий много, и они - разные? Можно сказать, что все люди тянутся к одной и той же истине, но находят ее для себя по-разному. Иная (широко распространенная!) версия состоит в том, что существует одна истинная вера, а все остальные - результат бесовского искушения, сбивающего еретиков с истинного пути. Мне нравится то объяснение, которое считает наличие религий и иных коллективных ритуалов существенной частью механизма, создавшего нас в ходе эволюции.

И смотрите, что получается. Рассмотренные нами факторы усиливают действие друг друга. Антагонизм между группами приводит к тому, что более успешными из них оказываются те, что объединены приходским альтруизмом; приходской альтруизм усиливает антагонизм между группами. Неслучайное формирование групп и возникновение механизмов, поддерживающих их целостность, способствует победе субпопуляций, объединенных приходским альтруизмом. По мере эволюции альтруизма в межгрупповой конкуренции побеждают все более спаянные группы. Приверженность вере отцов - часть механизма, обеспечивавшего нашу эволюцию. Но у слепой веры - злые глаза...

http://batrachos.com/node/595
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Парадокс альтруизма
« Ответ #6 : 27 ЬРавР 2012, 11:31:18 »
Альтруизм и парадокс Симпсона
http://batrachos.com/node/590


Подпорки альтруизма
http://batrachos.com/node/595
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Парадокс альтруизма
« Ответ #5 : 26 дХТаРЫп 2011, 20:54:00 »
Парохиальный альтруизм: преданность "своим" в сочетании с враждой к "чужим". 

* * *

Возникает ситуация, которую иначе как парадоксальной не назовешь: религии и духовные учения призывают к усилению альтруизма, но альтруизм, если верить тезисам эволюционной биологии, возникает по отношению к членам своей группу в ответ на враждебность окружения, является результатом борьбы с другими группами за ресурсы.


Мне представляется вполне обоснованной гипотеза, что мировые религии и некоторые духовные учения были в момент возникновения направлены как раз на преодоление эволюционно зашитого в нас парохиального альтруизма, трансформация его в нечто более высокое.

Со временем, все религиозные институты деградируют в сторону преобладания ритуальных элементов над развивающими. Преобладание ритуализма - притягивающий фактор для лиц с выраженым парохиальным альтруизмом. Это довольно убедительно показано в исследовании
"Religion and Support for Suicide Attacks" (http://pss.sagepub.com/content/20/2/224.abstract). Склонность к парохиальному альтруизму связана не с религиями или религиозностью как таковыми, а с определенными практиками - посещением групповых молитв и литургий. Такой склонности не было выявлено среди лиц, которые занимались лишь молитвенными практиками. Любопытно, что наиболее разительные различия в склонности к парохиальному альтруизму обнаружены среди православных христиан.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Парадокс альтруизма
« Ответ #4 : 26 дХТаРЫп 2011, 15:35:44 »
"Личную привязанность, индивидуальную дружбу можно встретить только у животных с высокоразвитой внутривидовой агрессивностью, и эта привязанность тем сильнее, чем больше агрессивности у данного вида...

"Не существует любви... без агрессивности"

К.Лоренц. Цит. по книге Э.Фромма "Анатомия человеческой деструктивности" Источник (Фромм критикует взгляд Лоренца)

Обсуждение в форуме здесь.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Парадокс альтруизма
« Ответ #3 : 06 дХТаРЫп 2011, 09:53:12 »
Да, кстати, вывод такой и напрашивается, что существование враждебности в обществе необходимо для пробуждения альтруизма. Ведь если весь мир синий, мы не знаем синего цвета. То есть, это что? Мы обречены на вечную борьбу с враждебностью? Без надежды на окончательную победу? Тогда приходится признать, что враждебность(гнев) в реальности - это милость Божья. :) Как разрешение парадокса, штоп на Бога зря не наговаривать. :)

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Парадокс альтруизма
« Ответ #2 : 06 дХТаРЫп 2011, 02:56:43 »
Групповая динамика свидетельствует о том, что такая исключительно "биологическая" или "этологическая" точка зрения страдает однобокостью: невозможно полностью проецировать на все человеческое общество выводы, полученные из наблюдений за животными или детьми, и точно так же нельзя судить только по физиологическим механизмам - так как у людей имеется такой инструмент приспособления, как культура.

При низком культурном уровне членов группы действительно сплоченность будет достигаться через противостояние или совместное преследование, вражду (по принципу "против кого дружим?"). Агрессия может быть направлена против руководителя, кого-то из членов группы ("козел отпущения"), других групп. Это особенно хорошо заметно в детских коллективах. Яркой иллюстрацией может служить "Повелитель мух". Видимо, это некий более архаический стереотип поведения.

Примечательно, что групповая динамика демонстрирует значимость культуры. Под культурой в данном случае я подразумеваю набор определенных поведенческих стратегий и обладание навыками общения. В случае, если члены группы обладают хорошим уровнем таких навыков, или если есть лидер, способный эти навыки передать, сплоченность достигается более конструктивными способами - не через противостояние, а через взаимодействие. То есть выгоды, получаемые членами группы от взаимодействия и взаимопомощи, являются намного более лучшим стимулом к сплоченности, нежели ресурсозатратная и не дающая таких выгод война. При этом противостояние с другими группами также не является необходимым - у членов конструктивной группы постепенно возникает желание мирно взаимодействовать с другими группами, чтобы получать выгоду и от этого.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Парадокс альтруизма
« Ответ #1 : 05 дХТаРЫп 2011, 18:10:24 »
Парохиальный альтруизм: преданность "своим" в сочетании с враждой к "чужим". 

"Многие эволюционные психологи считают, что альтруизм у людей изначально развивался в комплексе с парохиализмом. То есть самые лучшие наши качества – доброта, альтруизм, взаимопомощь – изначально были неразрывно связаны с самыми плохими нашими качествами – в том числе со склонностью к межгрупповым конфликтам, войнам, с враждебностью ко всем, кто не с нами, кто непохож на нас, по-другому себя ведет и так далее".

Источник

Межгрупповая конкуренция способствует внутригрупповой кооперации

* * *

Возникает ситуация, которую иначе как парадоксальной не назовешь: религии и духовные учения призывают к усилению альтруизма, но альтруизм, если верить тезисам эволюционной биологии, возникает по отношению к членам своей группу в ответ на враждебность окружения, является результатом борьбы с другими группами за ресурсы.

Можно ли из этого сделать какие-то практические выводы? Скажем, об утопичности альтруизма "вообще", без внутригрупповых интересов? Можно говорить о необходимости расширять понятие "своего" - и таким образом делать возможным альтруизм не только по отношению к ближнему, но и по отношению к "дальнему", но все равно и в этом случае как бы требуется нечто враждебное, чтобы стимулировать прилив неэгоистичных чувств и поведения - если принять высказанную гипотезу за истинную.

* * *

См. также тему Эгоизм или альтруизм
На стороне альтруистов статистические парадоксы и материал Парадокс Симпсона

Зона альтруизма






Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100