Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
К сожалению в исламских странах исламская философская и в особенности духовно мистическая традиция на столько попала под контроль людей связанных с Западом, что, наши учёные подобно Абу Алла Афифи (Египет) для изучения суфизма и мистического Ислама в целом, едут на Запад пополнять свои знания в этой области. Помимо всего они ещё довольные и радостные возвращаются к себе на родину считая, что там, на Западе они поняли «Фусус аль Хикам» ибн Араби!!
Многие такого рода «исследователи» наследия ибн Араби считают, что доктрина "Вахдат аль Вуджуд" имеет исключительно далёкие от основ монотеизма принципы, которые якобы были почерпнуты из индийской и других традиций.
Так уже упомянутый Афифи на 20 странице своего вступления к книги «Фусус» пишет: «Для своих исследований и для более глубокого знакомства с «Фусу аль Хикам» ибн Араби я 1927 году посещал уроки учителя востоковеда Никольсона в Кембридже». Сам Афифи задаётся вопросом «ведь к этой книге было написано большое количество комментариев на арабском, как же они европейские востоковеды удовлетворяются только переводом самого «Фусуса» на английский?!» Афифи признаёт, что все его учителя даже не приближались к исследовательским работам многих из комментариев к «Фусус». По поручению Луи Масиньона Афифи приступает к чтению «Футухат аль Маккийя» (Мекканские откровения), затем после возвращения к себе на родину он под наставлением своих горе учителей пишет небольшие комментарии, (та’ликат) к книге «Фусус» и официально становится в ряды «знатоков» и «специалистов» по философским и мистическим взглядам ибн Араби. Однако с большим сожалением приходится констатировать тот факт, что Афифи даже не соизволил просмотреть мельком «Мукаддама Кайсарийя». Поистине «Фусус» имеет определённые законы особености и метод использования посылок ибн Араби и его высказываний. Как использовать их (эти законы) при чтении «Фусус» указываются в таких книгах как «Мукаддама Кайсарийя» также вступление Джами к книге «Нас Нусус».
Ибн Араби и его ученики убеждёны, что данная книга (Фусус аль Хикам) и её написание является указанием самого пророка Ислама, и результатом мистического пути великого учителя (ибн Араби).
Необходимо сказать, что познание мистического теоретического Ислама невозможно без особого внутренего очищения, ибо настоящие знания не совместимы с грехами и неверием в трансцендентное. В свою очередь, даже если все люди и джины помогая, друг другу захотят очистить от грехов одного человека они не смогут это. Аллах Всевышний и Великий Очищающий Милостивый…. Посредством для подобного очищение может служить только молитва….
Традиция ирфана не является стихийной далёкой от исламских корней, но наоборот имеет исключительно кораническую традицию и тесно связанна с методом посланника Аллаха разработанная имамами рода пророка для своих последователей. Ни в коем случае ирфан не берёт что - либо из чуждого Исламу наследия, но опирается для своей реализации исключительно на методику трансцендентного источника, не имеющего ничего общего с псевдо традициями созерцания.
Доводы священного Корана
А) «И так мы показываем Ибрахиму власть над небесами и землёй чтобы он был из имеющих уверенность». (сура 6 аят 75).
Автор тафсира «аль Мизан» говорит, что здесь имеется значение «истинное познание вещей и их смысл, также их связь с Творцом». («аль Мизан» том 8 стр. 364).
Существуют хадисы к комментарию данного аята указывающие на то что познание Ибрахима (Авраама) здесь было не посредством чувств, разума и сознания.
Так в одном хадисе мы читаем: «Всевышний убрал покрывала семи небес, так что Ибрахим увидел то что выше них. Также Аллах убрал покрывала семи земель пред Ибрахимом. Тоже самое Аллах показал Мухаммаду и имамами из его рода». (тафсир «Бурхан» том 1 стр. 531, хадис № 2,4).
Б) Аллах говорит: «И скажи: «Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и посланник его и верующие». (9, 105).
Без всяких сомнений здесь имеются ввиду все без исключения дела человека, независимо делал ли он их тайно или явно. Дело в том, что здесь слово «Фа са яра» т.е. «и увидит» в настоящем времени, т.е. не относится к будущему времени а указывает на настоящее время. Другими словами дела мусульман видит Аллах, что нет в этом сомнения, видит посланник Аллаха, и имамы.
Это видение не может быть посредством чувств материального характера. В) «Сердце ему не солгало в том что он видел… И видел Он Его при другом нисхождении». (Сура 53 аят 11, 13).
Этот аят ясно указывает на то, что человек имеет и другой вид познания, и это сердце.
Аяты относящиеся помимо пророков:
А) «Мы отправили к ней (Марьям) Нашего духа, и принял он пред ней облик совершенного человека». (Сура Марьям 19 аят 17).
Этот аят ясно указывает на то, что видеть божественные знамения и иметь «открытия божественного свидетельства» могут не только пророки. И это помимо божественного откровения, которое имею только пророки.
Б) «И Господь её принял её (Мариям) хорошим приёмом, и возрастил её хорошим ростом, и поручил её Закарии. Всякий раз как Закария входил к ней в михраб, он находил у неё пропитание. Он сказал: «Откуда тебе это?» Она сказала: «Это от Аллаха». Поистине Аллах питает, кого пожелает без счёта». (Сура 3, аят 37).
Этот аят указывает на благодать и живой дух откровения проявившийся в ниспослании райской пищи.
Как известно святая Мария не была пророком или посланником Аллаха. Однако этот аят указывает на возможность определённой связи с Аллахом людей, не принадлежащих к пророческой традиции откровения и снятие покрывал неведения возможно ….
В) «Прочитай им весть о том, кому Мы дали Наши знамения, а он ускользнул от них. И сделал его своим последователем сатана, и был он из заблудших».(7, 175)
Этот аят относится к Бал’аму Б’аура одному из еврейских учёных в период Мусы. Которому, Аллах открыл сокровенные тайны, и тот совершил грех и стал противостоять пророку Мусе. «Дали наши знамения», т.е. знамение от Бога, свидетельство духовных возможностей человека.
На основании хадиса: «Учёные моей уммы, подобны пророкам бани Исраиль» («Бихар аль Анар» том 2 стр. 22).
Г) «Сказал тот, у которого было знание из книги: «Я приду к тебе с ним, прежде чем вернётся к тебе твой взор». (27, 40).
В этом аяте, имеется ввиду Асиф ибн Бурхия (Барахьё). Он как известно не был пророком, но имел небольшие знания из Торы («Знания из книги», «мин аль китаб» предлог «мин» -«таба’зийя» - указывает на небольшие знания. Как известно величие и универсализм Корана на много выше Торы, причём имамы дома пророка знают знание всего Корана и всех книг до этого. Аллах говорит в Коране: «Скажи: «Довольно Аллаха свидетелем между мной и вами и того, у кого знание книги». (Сура 13 аят 43). Однако это не помешало ему Асифу (имея небольшое знание) принести трон царицы Савской за доли секунды, прежде чем пророк Сулейман закроет и откроет глаза с юга арабского пол- ва в Палестину.
Помимо всего этого существует большое количество хадисов указывающие на то, что святые сподвижники имамов достигали высокого положения в духовном развитии, так что Аллах открывал пред ними тайны бытия, давал им знания тайного. Такие шииты как Джабир Джуфи (сподвижник нескольких имамов) видели то, что видел Ибрахим в приведённом нами выше аяте. (с.м. Тафсир «Нур ас Сакалайн» к комментарию аята сура 6 аят 75, «Бихар аль Анвар» том 2 стр. 128).