Конечно, самонаблюдение – неисчерпаемая тема, но согласитесь, для неофита не всегда интересная. Горизонты описываемые мастерами так и остаются горизонтами, а сами мастера еще и призывают отказаться от перспективы когда-либо их увидеть (бесцелевая практика, неделание и т.п.).
В тоже время, насколько я понял, одной из форм постижения является самонаблюдение в ситуациях отличных от обыденных.
События, которые расшатывают “образ себя” происходят довольно часто с каждым из нас, но они, как правило, спонтанны и начинающий в 99% случаев не успевает включить самонаблюдение.
Гораздо удобней провоцировать их, начиная с обычного эпатажа и заканчивая приемом психоделиков (не путать с наркотиками).
В частности, вот такая ситуация.
Есть у меня друг – вполне нормальный человек. Получилось так, что мы не виделись с ним около года. За это время он ударился в религию (чего никак не могли ожидать ни его знакомые, ни даже близкие родственники). По его собственным словам, церковь, прихожанином которой он теперь является, держится на одном человеке. Зовут человека Гриша, ему около 30 лет. Он пастор или что-то вроде этого (не разбираюсь в иерархии). Функции его сводятся к процедуре исповедания грешников, которых к нему тащат без разбора со всего города. После исповеди, которая в основном сводится к ответам на Гришины вопросы, последний читает молитву, от которой на кающегося буквально нисходит Благодать. Трудно подобрать другое слово. Кто-то при этом плачет, кто-то смеётся, но “торкает” всех без исключения (грешники, надо сказать, принадлежат самим разным слоям общества от проституток до подвыпивших системных администраторов). В результате такого вот чуда, человек полностью преображается. К отрицательным сторонам преображения я отношу возникающую привязанность к Гришиным фокусам, строжайшее следование Библии и уставу своей церкви в повседневной жизнедеятельности, а также попытки “просвятить” каждого встречного-поперечного (что, впрочем, проходит со временем). Однако положительные стороны описываемого феномена (или ноумена) налицо. Человек не вываливается из социальной матрицы, а даже наоборот: начинает действовать в ней более эффективно. Друг мой, например, резко пошел вверх по карьерной лестнице, что позволяет ему еще более утвердиться в правильности выбранного Пути (я осознаю, что для некоторых этот факт может, как раз, быть объяснением его неправильности).
К чему я все это пишу? Зудит, где-то, желание пойти самому в эту церковь, да и пронаблюдать, как следует, что же будет со мной твориться в момент снисхождения благодати. Кажется мне, что это именно то, что В.Данченко называет антизащитой.
Хотелось бы услышать мнение специалиста по этому вопросу.