«Будешь ли ты, наконецъ, когда-нибудь, о душа моя, доброй, простой, совершенно единой, обнаженной, прозрачней вещественнаго тела, тебя обнимающаго? Когда вкусишь ты вполне радость любви ко всему? Когда будешь ты довольна, независима, безъ всякаго желанiя, без малейшей поторебности въ живомъ или неодушевленном предмете для твоего наслажденiя? Когда не будешь ты нуждаться ни во времени для продолженiя твоихъ удовольствий, ни въ пространстве, ни въ месте, ни въ ясности теплых климатов, ни даже въ согласии между людьми? Когда же будешь ты счастлива въ настоящемъ твоемъ положенiи, довольна наличными благами, убеждена, что имеешь все, что должна иметь, что по отношенiю къ тебе все хорошо, что все тебе дано богами, и въ будущем останется столь же хорошимъ, разумею то, что ими решено будетъ для сохранения живого существа, совершеннаго, добраго, справедливаго, прекраснаго, которое все произвело, все въ себе заключает, обнимает все частности, которыя разлагаются лишь для образованiя новыхъ, подобныхъ первымъ? Когда же же будешь ты такою, о душа моя, чтобы ты наконец могла жить въ селенiях богов и людей, такъ чтобы никогда не обращаться къ ним с жалобой и никогда не иметь надобности въ ихъ прощенiи?»
Думы XI,1
«Не проклинай смерти; будь къ ней приветливъ, такъ какъ она явленiе, требующееся природой. Разложенiе нашего существа столь же естественно, какъ юность, старость, ростъ, полная зрелость. А если, чтобы встретить смерть благосклонно, нужна тебе особая мысль, то вспомни только, съ чем она тебя разлучитъ, и ту нравственную среду, с которой душа твоя уже не будет связана. Это не значитъ, чтобы ты долженъ былъ с ними поссориться; далеко нетъ, ты долженъ ихъ любить, выносить ихъ с кротостью. Но скажи себе ясно, что ты покидаешь не такихъ людей, которые бы разделяли твои чувства. Одно, что могло бы привязать насъ къ жизни и удерживать въ ней, было бы счастiе находиться въ обществе людей, которые бы разделяли наши мненiя.»
Думы IX,3
«Продолжительность жизни человека ничтожна, его существо непрерывно изменяется, его ощущенiя смутны. Его тело, составленное изъ разныхъ элементов, само собою стремится къ тленiю; его душа вихрь; его участь – неразрешимая загадка; слава – неизвестная величина. Словомъ, все, что касается тела, есть река текущая; все, что касается души, сновиденiе и дымъ; жизнь есть бой, пребывание въ чужой стране; посмертная слава – забвенiе. Что же можетъ служить намъ путеводителемъ? Одно, только одно, философiя. А философiя имеет целью то, чтобы пребывающий въ насъ генiй оставался чистъ отъ всякаго осквернения, былъ сильнее удовольствiй и страданiй… принималъ событiя и участь, какъ выделенiя того же источника, откуда онъ возникъ, чтобы онъ, наконецъ, ожидалъ смерти съ душевной ясностью, какъ простого разсеянiя элементовъ, изъ которых состоитъ каждое существо. Ежели для самихъ элементовъ нетъ никакого зла въ постоянныхъ превращенiяхъ, которымъ они подвергаются, зачемъ же взирать съ печалью на измененiе и разложенiе всего? Эти измененiя соответствуютъ законамъ природы, и нетъ зла ни въ чемъ, что согласно съ природой.»
Думы II,17
«Чтобы почувствовать презрение къ пению, пляскае, гимнастическимъ играмъ, достаточно разложить ихъ на составные элементы. Въ пенiи, например, если ты разложишь каждый аккордъ на звуки, и при каждомъ звуке спросишь: «Это ли тебя прельщаетъ?» прелесть исчезнет. То же и въ пляске; разложи движенiе на рядъ положений. То же и въ гимнастическихъ играхъ. Словомъ, по отношенiю ко всему, кроме добродетели, разлагай предметъ на последнiя составныя части, и этим путем ты постигнешь презренiя къ нему; применяй этотъ приемъ по отношенiю ко всей жизни».
Думы XI,2
Цитаты взяты из книги Эрнеста Ренана «Марк Аврелий и конец античного мира»
Нифига не всегда согласенъ.
Н.П.Н.М.