Продвижение на Пути, твёрдость и история про архитектора
Задали вопрос касательно некоторых муридов, которые испытывают трудности в ожидании быстрого прогресса (продвижения на Пути). Что влечёт за собой такое разочарование?
«Ходьба – это не то же самое, что езда на осле; а езда на осле отличается в свою очередь от езды на машине: каждый путник делает прогресс в соответствии со своей возможностью.
Оттоманский Султан Сулейман однажды приказал одному архитектору построить ему огромную мечеть в Стамбуле. Когда этот архитектор приступил к этому трудоёмкому заданию, он проложил фундамент так глубоко, что он достиг уровня моря. Завершив фундамент, он вдруг исчез на семь лет. Султан обозлился и послал людей, чтобы разыскать его, но они возвращались ни с чем. В конце концов он объявился сам и пришёл докладывать Султану, который весь кипел от ярости, что был готов отрубить ему голову. Султан накинулся на него со словами: «Как ты посмел исчезнуть так надолго! Я хочу, чтобы эта мечеть была достроена при моей жизни, а ведь никто не знает, когда настанет смертный час!»
Архитектор отвечал: «О, Султан, ты знаешь свою работу, а я свою. Ни один фундамент таких огромных пропорций не смог бы улечься меньше, чем за семь лет. Если бы я завершил его ранее, здание было бы в опасности и рухнуло бы на молящихся в нём. И кого бы тогда обвинили во всём? Меня, конечно. А вот теперь, когда я продолжу строить, огромный купол здания будет так прочно сидеть, что даже когда будут происходить землетрясения Дня Воскресения, этот купол не раскрошится и не развалится, а сойдёт с мечети плавно, как крышка с банки».
И так, каждый, кто желает следовать этому Тарикату, должен знать, что его будут испытывать много, много раз до того, как его будут считать достаточно ответственным, чтобы перейти на следующие духовные стоянки. Эти братья (муриды) ещё так новы и неиспытанны, что как только они столкнулись с первым малейшим испытанием, они начали слушать «Тома, Дика или Хэрри» вместо того, чтоб слушать своего Шейха. Поэтому, лишь только когда будет пройдено много испытаний, Пророк передаст послание Пра-Шейху, что такой-то и такой-то мурид обрёл доверительность и ему можно вручить ключи к его сокровищам. Лишь только, когда будет доказано, что мурид твёрдо держится и с Шейхом до Последнего Дня, будут ему тогда открыты сокровища; а иначе он, может быть, возьмёт и отдаст эти (приобретённые) сокровища Сатане, упаси Господь!»
Из книги «Скрытые сокровища», Шейх Назим из лекций Шейха Абдуллы Дагестанского; Дамаск, 1980