ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ "ЯВЛЕНИЕ" ИЗ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ:
ЯКОВ
Сказать, что фильм говно это ничего не сказать!
Когда шёл в кинотеатр, надеялся на что-то интересное, необычное, ведь этот режиссёр как никак снял Шестое чувство, которое я считаю шедевром. Но то, что показали я был в шоке.
Красивых и захватывающих моментов в фильме было два, когда люди с крыши сбрасывались и садовники повесились... и ВСЁ.. Всё остальное время, абсолютно тупая болтовня, и как обычно американцы пытаются лечить друг-друга. Микрофон в кадре был 7 раз. Конкретное повторение фильма "Знаки", когда была афигенная реклама с классными трейлерами, а в итоге мне было стыдно за всех актёров , что там снялись.
ИВАН
Просто отстой а не фильм .
Полный бред.
ОЛЕГ
Фильм просто унылое говно! Не в коем случае не стоит туда идти! И даже по телевизору я бы такой бред не смотрел!
ЗЛИЙ
Я, чомусь, дуже злий на цей фільм, чесно кажучи, дуже чекав щось такого страшного, щоб аж волося ставоло дибом, ну чи як мінімум щоб мене цей фільм держав у напрягу... А він зроблений досить погано, тому можна подивитись його по "пірату"...
БУКЕТ МНЕНИЙ
Фильм "Явление" недавно прошедший в кинопрокате, провалился по полной программе. Не помогла шумная реклама на телевидении. Не помогло громкое имя режиссера Найта Шьямалана, автора "Шестого чувства" и "Знаков". Все мои знакомые, посетившие "Явление" в кинотеатрах в те дни, говорили о напрасно потраченных деньгах и ругали бессмысленность сюжета. Естественно, после такого черного пиара, я на фильм не пошел. На этом можно было поставить точку и закончить статью, но фильм появился в продаже на DVD и я почему-то его купил...
ИСТИННЫЙ ВКУС
Фильм оказался абсолютно не тем, о чем мне рассказывали очевидцы. Не знаю, чего ждало человечество от Шьямалана, может мегаураганный экшен в стиле "Терминатор 9" или суперисторию типа "Бэтман 88", - ни того, ни другого люди, естественно, не получили. Но, черт возьми, идти на премьеру нового фильма Найта в ожидании треша и экшена - это такой же бред, как идти в среднерусский лес за бананами. Разочарование обеспечено на 100 %. Вы видели предыдущие фильмы Шьямалана? Вы вообще задумывались о чем они?
ПРЕДЫДУЩИЕ ФИЛЬМЫ ШЬЯМАЛАНА
Первый фильм "Пробуждение" - о маленьком мальчике, который искал Бога.
"Шестое чуство" - о жизни после смерти о грехе и Божественном прощении.
"Знаки" - об утрате веры в Бога и ее мучительном возвращении.
"Девушка из воды" - о равенстве перед Богом всех живых существ на Земле, о мессианстве и понимании пророчеств.
И вот, мы идем на новый фильм под названием "Явление" в нелепом ожидании увидеть не очередную историю о взаимоотношениях Бога и человека, а какой-то мегаблокбастер с погонями перестрелками и ужасами в стиле Шварценеггера и Тарантино. Вот уж легче в среднерусский лес за бананами.
О ЧЕМ ЖЕ ФИЛЬМ?
Естественно о Боге. В самом начале фильма главный герой говорит об исчезновении пчел. Это только повод задать вопрос зрителям: "Есть теория, объясняющая феномен с пчелами?" И выслушать правильный ответ: "Это природное явление и нам его не разгадать". Для Шьямалана природное, значит божественное. И тут главный герой, биолог Элиот Мур высказывает пророчество, вокруг которого, собственно говоря, и строится весь фильм:
"Ученые найдут причину и напишут в книгах, но это будет лишь ТЕОРИЯ, ведь мы не сможем признать, что есть силы, которые нам понять не суждено".
Так и получается. По ходу фильма, какие только теории не выдвигают ученые, пытаясь объяснить странные смерти: "Радиация", "Токсины", "Месть растений", "Утечка газа"... Ни одна из них не объясняет произошедшего. И Шьямалан делает все, чтобы даже самая лучшая из этих теорий, применительно к происходящему, зашла в тупик. Так провозглашается библейский принцип непознаваемости Бога, превосходства его сущности над любыми умствованиями и озарениями человечества.
ПОЧЕМУ ОН НЕ ПОБОЯЛСЯ ЭТО СНЯТЬ
Зрители не простили Шьямалану его предыдущих фильмов. Никто не хочет думать о сущности жизни, всем нужен увлекательный динамичный сюжет, убийства, расчлененка, стрельба, драки, маньяки, зомби. Шьямалан, наблюдая потоки критики в адрес своего творчества, конечно, понимал, что "Явление" может стать его последним фильмом, если он снимет его не для толпы, а "для души". И все же он снял "для души". Потому как по-другому не может. Но, сто свечей мне в блок цилиндров! Это и есть мужество! Это и есть подвиг, которым лично я не могу не восхищаться.
МЕЛОЧИ
В фильме безумное количество мелочей, которые совершенно проходят мимо мозга ищущего в евангельской притче элементы боевика. Какую книгу читала девушка в начале фильма перед самоубийством? О чем разговаривали строители, так ли безупречны с религиозной точки зрения были их мысли и слова?
Помните фразу, которую сказал главным героям отец девочки: "Никогда не бери ее за руку просто так". В фильме ужасов, к которым привык мозг обывателя эта фраза могла означать, что руки девочки излучают электрические разряды сумасшедшей мощности или над ней висит древнее заклятие, по которому всякий взявший ее за руку без необходимости тут же умрет... У Шьямалана все по-другому. Привычные нам штампы не работают. Но зато работают клише библейские. Параллель с заповедью "Не произноси имени Господа напрасно" слишком очевидна. Как нельзя произносить имени Бога без внутреннего трепета и искреннего преклонения, так и нельзя брать друг друга за руку только делая вид, что проявляешь чувства, без настоящего чувства внутри. Эта фраза преследует зрителя весь фильм и реализуется, когда главные герои в минуту смертельной опасности берутся за руки, потому что любят друг друга.
Вообще сцена на заброшенной поляне пронизанной смертельным ветром ключевая в фильме и многие мелочи готовят нас к ней заранее. Помните, как отключившаяся девушка повторяла: "Калькуляция... калькуляция..." Принято считать, и Шьямалан поддерживает это мнение, что человек может жить либо чувствами (сердцем), либо умом. Мы спрашиваем: "Брак по любви или по расчету?" Режиссер утверждает сценой на поляне, что жизнь по расчету - самоубийство и только жизнь в любви - единственно верный путь. Особенно ярко сияет в ткани всего фильма фраза сказанная за столом эксцентричной старухой: "Не бывает, чтобы оба любили друг друга одинаково, обязательно всегда один дарит, а другой принимает любовь". Эта, якобы мудрость, срабатывает в самом начале и в самом конце фильма, когда один человек в паре умирает, а второй остается жив. Работает эта фраза и для главных героев, ОН дарит, ОНА принимает... до того самого момента, когда они оба одновременно выходят друг-другу навстречу, утверждая тем самым, что кроме той "любви", о которой говорила старуха, есть еще и настоящая любовь, где оба любят друг друга без всяких подарков. И в этой любви не умирает никто.
Из других мелочей очень сильный момент когда главный герой оправдывается перед растением. Поверив в теорию разумных растений навязанную безумным фермером, Элиот Мур начинает беседу с домашним цветком, надеясь, что тот его поймет и простит. Но цветок оказывается пластмассовым (дальше по фильму нас ждет еще пластмассовая девушка). Отличный стеб Шьямалана над бредовостью любых человеческих теорий (в данном случае теории излучаемых растениями токсинов) не имеющих отношения к реальным явлениям, но толкающим людей на неадекватные поступки. Та же теория токсинов заставляет совершать и куда более безумные действия. Двух тинейджеров убивают из ружья, верящие в теорию (расчет, калькуляцию) жители запертого дома. Отличная деталь. Кроме подтверждения основной идеи она показывает нам, что люди могут убивать гораздо жестче, чем невидимая сила. И тут приходит еще одно понимание, что это МЫ убиваем СЕБЯ, а значит, вряд ли достойны жалости от кого-то совершенно нам чужого.
ДРАМА
Законы драматургии одинаковы для всех литературных произведений: завязка, конфликт, углубление конфликта, невозможность выхода из сложившейся ситуации, кульминация и невероятный выход, катарсис. Такая же схема и в "Явлении". Только вот конфликт здесь непривычный не между главгероем и главзлодеем, а между человечеством и Богом. Непривычно ощущать себя злодеем не правда ли? И уже начинаешь принимать все ужасы, на которые Он нас обрек (особенно после убийств подростков) и уже, когда погибает отец девочки, кажется, что даже любовь не спасет мир... Но она вдруг спасает. В той самой сцене, о которой мы уже столько говорили. Когда, посчитав, что лучше умереть, чем жить друг без друга, главные герои выходят из своих "убежищ". И кошмар заканчивается. Но это еще не финал фильма. Остается в голове странная мыслишка. А может быть, правда, токсин? А может быть, правда, его действие кончилось? И тут последняя сцена напоминает о сцене первой и делает фильм совершенно законченным произведением искусства. Париж. В ступоре все, кроме одного. На него "токсин" не действует. Он видит смерти вокруг, но остается нормальным. Значит, даже «токсин» не может убить того, чей мозг не заражен болезнью расчетов, калькуляций и теорий. Того, кто живет чувствами и "дарит любовь". Кто-то увидел в этой законченной, разыгранной до конца драме намек на продолжение. Я лично ничего подобного при всем желании не наблюдаю. Как впрочем не видел смысла в продолжении "Матрицы" и совершенно не понял для чего (кроме прибыли) его сняли.
В ИТОГЕ
В итоге мы имеем религиозную притчу-размышление о сущности человека. Кто мы в этом мире? Такие уж "цари природы" способные все контролировать или же маленькие частицы бесконечности? Так ли прекрасен человек, как хочется ему о себе думать? Способен ли примитивный человеческий мозг объяснить бесконечное мироздание? Любим ли мы хоть кого-нибудь по-настоящему? Так ли безопасно находиться в обществе аморальных существ кажущихся людьми? Спешим ли мы наслаждаться обществом любимых, пока мы и они еще живы? Вот такие вопросы ставит Шьямалан своим фильмом. А вовсе не "Кто кого убил?" и "Когда же отомстят?" Такие вопросы и ответы ищите в "Терминаторах", "Чужих против хищников" и прочих голливудских экшенах. Шьямалан не про это. Шьямалан - хрупкая надежда на будущее кинематографа для тех, кто ходит в кино не просто похрустеть поп-корном и тупо поржать, но еще и немного подумать.
P.S. ПОСЛЕВКУСИЕ
Помните сцену, которой начинался и заканчивался фильм - все замерли и только один человек остается нормальным и ясно видит происходящее. Так вот. До просмотра "Явления" звучащие со всех сторон злобные отзывы о фильме казались просто шумом. После испытываю то, же, что одинокая женщина в начале фильма и одинокий юноша в конце. Отчетливо вижу, как замерли в ступоре и готовятся к самоубийству (то есть к окончательному отключению мозга) нежелающие понять происходящее на экране и ругающие фильм зрители. Нежелание думать, понимать, мыслить проникает в сознание человечества как болезнь. Сейчас это замечаешь в кинотеатре, скоро это проявится в остальной жизни. В этом смысле Шьямалан не просто гений. Он первый, кто создал фильм выходящий за рамки экрана и не заканчивающийся после финальных титров. Его фильм – предупреждение. И я, наверное, назвал бы это "Явление" самым чудесным в истории кинематографа, если бы мне не было настолько жутко.