Сие снова я, Аглая старушка. Молюся о грехах своих тяжких, за жизнь мою долгую. Нашла у себе книжечку О преподобном Серафиме Саровском, и оттуда хочу привести части беседы Отца Серафима с Мотовиловым, о цели нашей жизни христианской.
:- Господь открыл мне, - сказал великий старец, - что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали:.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела наши христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа:.
- Как же стяжание? - спросил я батюшку Серафима, - я что-то этого не понимаю.
- Стяжание все равно что приобретение, - отвечал мне он, - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, Ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек, Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею и говорит всем нам: купуйте дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть>, т.е. выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа:
- :- Стяжевайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которыя вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божьей, кладите их в ломбард вечный Божий, из процентов невещественных, и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божьего пост, поститесь;. Более дает милостыня, милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте:.
- - Батюшка, - сказал я ,- вот вы все изволите говорить о стяжании Духа Святого, но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух святый может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?
- - Мы в настоящее время по нашей всеобщей холодности, - так отвечал старец, - к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа: до того дошли, что можно сказать, почти вовсе удалились от истинно-христианской жизни. Нам теперь кажутся странными свидетельства Священного Писания, когда дух Божий устами Моисея говорит:> и виде Адам Господа, ходящего в раи> или когда читаем у апостола Павла:> идохом в Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами>. Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам:
- :Так вот, ваше Боголюбие, и в еврейском священном, Богу любезном народе, и в язычниках, неведущих Бога, а все-таки сохранилось ведение Божие, т.е., батюшка, ясное и разумное понимание того, как Господь Бог Дух Святый действует в человеке и как именно и по каким наружным и внутренним ощущениям можно удостовериться, что это действует Господь Бог Дух Святый, а не прелесть вражеская:
- :Благодать Святаго Духа есть свет, просвещающий человека. Об этом говорит все Священное Писание. Так, Богоотец Давид сказал: < светилник ногама моима закон Твой и свет стезям моим, и аще не закон Твой наущение мне был, тогда убо погибл бых во смирении моем.>
- Сии места в книжки Отца Серафима мне нравятся более других, но там еще много и других слов о Духе Святом сказано! Бьем поклоны.
-