Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Святой Франциск и суфизм  (Прочитано 648 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Святой Франциск и суфизм
« Ответ #2 : 02 ФХЪРСап 2012, 23:18:35 »
Из правил:

Цитата: админ
Просьба не публиковать пространные отрывки из книг или обширные материалы с других сайтов, особенно если они не сопровождаются комментарием.

Если цитата приводится, просьба соблюдать правила цитирования. Укажите имя автора и источник. Если цитата из Интернета, дайте ссылку. Если из книги, укажите автора, название книги, а также, по позможности, год и место издания, номер страницы.

Цитаты без указания источника, сделанные под ником участника форума, являются плагиатом.


Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

tabula rasa

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 589
  • Reputation Power: 13
  • tabula rasa has no influence.
  • Пусть будут счастливы все существа во всех мирах.
    • Просмотр профиля
Святой Франциск и суфизм
« Ответ #1 : 02 ФХЪРСап 2012, 20:04:27 »
ФРАНЦИ́СК АССИ́ЗСКИЙ СВЯТО́Й (итал. San Francesco, 1182—1226) — святой католической церкви. Родом из Ассизи, его мать была француженкой из Прованса, отсюда прозвание Франциск ("Французик"). Другое его прозвание: Поверелло (итал. poverello — "бедненький"). Франциск принял обет бедности и смирения и в 1207 г. основал общину нищенствующих монахов (см. Ассизи). Сам основатель дал название ордену минори́ты (лат. minorites) — "ме́ньшие"), или "орден меньших братьев", дабы подчеркнуть идею смирения. Со временем братьев прозвали кордельерами (франц. cordelieres от cordeliere — "веревка с узелками"). Рясы коричневого или серого цвета францисканцы (позднейшее название ордена) подпоясывали простой веревкой с тремя узлами, символизирующими три обета: бедности, целомудрия и послушания. Св. Франциска обычно изображают худым, изможденным, с бородой, в его руках крест и лилия (символы веры и чистоты), череп (символ бренности материальной жизни; см. "ванитас"; макабрические сюжеты; "Суета сует"). Франциска также изображают на коленях, в молитвенной позе, перед Распятием — композиция типичная для искусства периода контрреформации (см. трентино). Папа Римский Иннокентий III канонизировал орден в мае 1209 г. Жизнеописание Джованни Бернардоне, имя святого в миру, составил Бонавентура под названием "Большая легенда" (лат. «Legenda Major"). Бонавентура использовал биографию Франциска, написанную Томмазо да Челано на основе устных рассказов. Эпизоды жизнеописания в хронологической последовательности в 28 картинах (3,67 × 3,5 м, каждая) изобразил Джотто ди Бондоне в цикле фресок Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (1298—1299). Согласно жизнеописанию, Франциск был сыном зажиточного торговца сукном. Однажды после тяжелой болезни он вышел из дому и встретил на дороге рыцаря из знатной семьи, но бедно одетого. Франциск отдал ему свой плащ (сравн. легенду о Св. Мартине), На следующую ночь "Бог послал Франциску сон". Этот эпизод называют "Сон об оружии". Франциск увидел прекрасный дворец, внутри которого находилось "большое количество оружия со знаками креста". На вопрос Франциска, чье это оружие, голос с неба ответил: "Твое и твоих рыцарей". Франциск не понял смысла этих слов и подумал, что речь идет о воинской славе, и отправился в Сполето наниматься на воинскую службу, но голос свыше приказал ему возвратиться в Ассизи. Оказавшись рядом с полуразрушенной церковью Св. Дамиана, он вошел внутрь и стал молиться перед Распятием, от которого вдруг услышал голос: "Иди и восстанови Мой дом, который рушится" (Распятие ныне хранится в церкви Санта Кьяра; см. т. 8, рис. 41). В следующем эпизоде рассказано как Франциск продал товары отца, а вырученные деньги отдал церкви, отец затеял суд, чтобы неразумный сын отказался от наследства, но Франциск не стал участвовать в суде, объявив, что теперь у него только один Отец — Небесный. Он снял с себя все одежды в знак отказа от мирских дел. После этого епископ, присутствовавший на разбирательстве, накинул на обнаженного Франциска свою мантию, но тот отдал ее нищему (рис. 124). Взяв себе серую накидку умбрийских крестьян и подпоясавшись простой веревкой, Франциск отправился странствовать и везде начинал свои речи с приветствия: «Pax et bonum" (лат.) — "Мира и добра". Франциск с группой единомышленников отправился к Папе Римскому Иннокентию III, чтобы получить разрешение на проповеди и устав для своих братьев. Папа сомневался, но увидел сон, в котором его латеранская церковь (см. Сан Джованни ин Латерано) рушится, а поддерживает ее своим плечом бедный маленький человек. После этого Папа одобрил устав францисканцев, сказав, что именно этот человек восстановит Церковь и будет поддерживать ее своими делами. Отдельные сюжеты "Истории Св. Франциска" составляют "Видение огненной колесницы" (легенда сочинена под влиянием ветхозаветной книги Царств; см. "Колесница Огненная") и "Видение небесных тронов". Некто из братьев увидел в небесах несколько тронов, один из которых, как сообщил ему Голос, "принадлежал восставшему ангелу, а теперь уготован смиренному Франциску". Когда Франциск прибыл в Ареццо, раздираемый междоусобными войнами, то увидел в небе над городом бесов. Молитвами братьев бесы были изгнаны и мир восстановлен. Эпизод "Испытание огнем" повествует о том, как, находясь в Египте в 1219 г., Франциск, искренне желая мученичества, сообщил султану Малек-аль-Камелю, что прибыл в Египет, чтобы обратить его жителей в христианство, и предложил развести большой огонь и войти в него вместе с "жрецами Аллаха", дабы убедиться, какая вера правильна. Но султан это предложение отклонил. На одной из фресок Джотто изобразил Св. Франциска парящим на облаке с разведенными в стороны руками наподобие креста — таким, согласно жизнеописанию, его видели ученики. За три года до смерти, в Рождество 1223 г., Франциск, с разрешения Папы, в одной из пещер Греччиа, дабы показать "воочию с великой торжественностью сцену рождения Младенца Иисуса", устроил ясли с соломой внутри, поместив рядом вола и осла (см. вертеп). "В другой раз Франциск захотел переселиться в один скит, — пишет Бонавентура, — чтобы с большей полнотой посвятить себя созерцанию. Но он был слаб и должен был ехать на осле бедняка". Хозяин осла, следовавший пешком в душный день, почувствовал себя плохо. Тогда Франциск стал усердно молиться, и у дороги появился родник. Этот сюжет называют "Чудо с источником". Св. Франциск проповедовал "радость духовную" (лат. "laetitia spiritualis"). Благодаря Франциску это понятие причисляется к пяти обязательным христианским добродетелям (см. "Добродетели и пороки"). Франциск преклонялся перед "царицей бедностью" ("ибо владеет только Бог"). Считается также, что Франциск возвратил эстетике христианства красоту природы. Он обращался к птицам, призывая их славить Бога, а дикие звери в его присутствии становились кроткими. Святой пел гимн "брату Солнцу и сестре Луне". На собрании капитула в Арле, где выступал Св. Антоний Падуанский, он чудесным образом явился, хотя физически там не присутствовал. 14 сентября 1224 г. Франциск молился на склоне горы Ла Верна1: "Господи, даруй мне две милости: пусть я переживу душой и телом все те мучения, что Ты претерпел, и пусть я восчувствую в сердце своем ту бесконечную любовь, которая заставила Тебя претерпеть эти муки" (см. "Фьоретти"). Франциск увидел спускающегося с небес Серафима с шестью крыльями из огня и света. Затем он заметил сверкающую между крыльями фигуру человека, руки и ноги которого были прибиты к кресту. Когда видение исчезло, на руках и ногах святого появились кровоточащие раны от гвоздей (см. стигматы). Раны сохранялись на теле святого еще два года вплоть до его смерти. Когда он умер, ученики увидели, как душа Франциска поднималась на небо, а его тело поддерживал Ангел (рис. 125). Один из сюжетов называется "Обручение с госпожой бедностью". Св. Франциска изображают надевающим обручальное кольцо на палец аллегорической фигуры Бедности. Спутницами Бедности представлены Целомудрие и Послушание. Св. Франциска показывают на небесах, молитвой воскресающим грешницу на земле, чтобы она могла покаяться. Жизнь святого обрастала легендами. "Только со времени Св. Франциска христианство проникло в самые сокровенные тайники итальянской души... На первое же воззвание Св. Франциска отозвались тысячи людей. Италия никогда не слыхала более утешительного учения. Он не проповедовал сурового аскетизма монахов и отшельников; не видоизменял веру... С первых же шагов его деятельности в нем сказался южанин, итальянец, поэт, поклонник света и движения, не знакомый с грустью, и душу которого никогда не смущала никакая горькая мысль. Следует представить себе его таким, каким его изображали его первые ученики: тонкое, улыбающееся лицо, яркие губы, чёрные блестящие глаза, стройная фигура, быстрая походка — таков был Франциск, вовсе не походя на те из своих портретов (вероятно, произведения испанских художников), на которых он представлен с изможденным лицом и мрачным видом... Он был готов вернуть Италии ту улыбку милосердия и те заколдованные слова, которыми некогда Церковь убаюкивала младенчество христианства"2. Одна из эмблем францисканского движения: пламенеющее сердце (рис. 126; см. также т. 8, рис. 589). Св. Франциска также изображают с разверстой грудью и пламенеющим сердцем в терновом венце, что символизирует безграничную любовь к Христу. На одной из фресок работы Джотто в Падуе представлена аллегорическая фигура Милосердия, подносящая свое пылающее сердце на ладони Христу. Считается, что эта аллегория навеяна проповедями Св. Франциска Ассизского. Одно из знаменитых изречений Св. Франциска: "Не по силам Бог крест не дает". С 1212 г. существует женский францисканский орден кларисс. В 1221 г. Франциск основал братство тертиариев (ср.-лат. tertiarii — "третьих", после мужского и женского орденов) для мужчин и женщин живущих мирской жизнью. К братству тертиариев принадлежали Блаженная Л. Альбертони (см. Сан Франческо а Рипа), великий Данте, французский король Людовик IX Святой, философ Роджер Бэкон, гениальный художник Микеланжело (см. Итальянское Возрождение). Незадолго до смерти Франциск прибавил еще одну строфу к "Гимну Солнцу" в честь телесной смерти, "своей сестры". Францисканство принесло в христианскую Италию XIII в. свободу чувствования, любовь, сострадание, светлое, радостное мироощущение, простоту и ясность мысли. Эти идеи вдохновляли художников на создание выдающихся произведений архитектуры, скульптуры, живописи. Среди них светлые, праздничные храмы Сан Франческо в Ассизи, Санта Мария Глориоза деи фрари в Венеции, Санта Мария д’Арачели в Риме.
ТАЙНЫ НА ЗАПАДЕ
4. Франциск Ассизский

Даже если завязать сто узлов, веревка от этого не изменится.
 (Руми)

Почти все знают о том, что некогда Святой Франциск Ассизский был беззаботным итальянским трубадуром, но потом обратился к религии и стал святым, обладавшим сверхъестественным влиянием на животных и птиц. Есть свидетельства о том, что трубадуры испытали на себе непосредственное влияние мусульманских музыкантов и поэтов. Многие соглашаются с тем, что возникновение и развитие средневековых монашеских орденов было во многом обусловлено проникновением на Запад мусульманских дервишеских организаций. Если исследовать деятельность Св. Франциска с этих позиций, можно сделать несколько интересных открытий.
 Франциск, родившийся в 1182 г., был сыном торговца Пьетро Бернардоне и его жены Мадонны Пики. Сначала мальчика назвали Джованни, но его отец так любил Францию, где прошла большая часть его коммерческой жизни, что "из любви к стране, которую он только что покинул, он впоследствии дал ему новое имя Франческо".

Хотя Франциск был итальянцем, он говорил на провансальском языке, которым пользовались трубадуры. Нет почти никаких сомнений в том, что дух произведений трубадуров подсказывал ему, что за внешними проявлениями их деятельности кроется нечто более глубокое. Его собственная поэзия иногда так напоминает любовные стихи Руми, что это может побудить читателя заняться поисками каких-либо свидетельств о связи Св. Франциска с суфийским Орденом Мевлеви. Здесь мы сталкиваемся с первым из целого ряда рассказов, считающихся западными биографами необъяснимыми.

Вертящиеся Дервиши могут приобретать интуитивное знание отчасти благодаря особой форме вращения, осуществляемой под руководством наставника. Школа Вертящихся Дервишей Руми активно действовала в Малой Азии, а ее основатель был младшим современником Св. Франциска.

Вот одна из непонятных историй, связанных со "вращением":

"Франциск путешествовал по Тоскане вместе со своим учеником, братом Массео. Однажды они подошли к развилке. Одна из трех дорог вела во Флоренцию, другая в Ареццо, а третья в Сиену. Массео спросил, куда они пойдут.

"Куда будет угодно Богу".

"А как узнать об этом?"

"Нам будет дано указание. Ты дал обет послушания и я приказываю тебе кружиться на месте, как это делают дети, пока я не остановлю тебя".

Бедный Массео кружился на месте, пока не упал. Потом он поднялся и умоляюще посмотрел на святого, но Франциск ничего не сказал и Массео, помня об обете послушания, снова начал кружиться и падать изо всех сил. Он продолжал кружиться и падать, пока не начал кружиться так, будто занимался этим всю жизнь.

Наконец он услышал долгожданные слова: "Остановись и скажи мне, куда ты смотришь?"

"В сторону Сиены", - задыхаясь, ответил Массео, в тело которого впивались камни.

"Значит, мы должны идти в Сиену", - сказал Франциск, и они пошли именно туда".

Многое свидетельствует о связях Франциска с суфиями и о том, что он чувствовал, что истоки вдохновения трубадуров следует искать на Востоке. Когда на аудиенции у Папы Франциск добивался официального признания своего Ордена, он рассказал притчу, которая доказывает, что он понимал, что христианство приходит в упадок и нуждается в обновлении. Фразы, которыми он пользуется в притче, пришли из Аравии, а ее терминология (король и его двор, женщина и ее сыновья в пустыне) является не христианской, а мусульманской.

Бонавентура, описавший аудиенцию у Папы Иннокентия, свидетельствует: "Франциск рассказал притчу. Он сказал:

"Один богатый и могущественный король взял в жены бедную, но очень красивую женщину, жившую в пустыне. Он очень любил эту женщину, и она родила ему похожих на него детей. Когда сыновья короля подросли, мать сказала им: "Дети мои, не удивляйтесь, вы - сыновья короля". Затем она послала их ко двору, снабдив на дорогу всем необходимым. Король был восхищен их красотой, и, видя, что они похожи на него самого, спросил у мальчиков, кто их родители. Когда они ответили, что их мать - бедная женщина, живущая в пустыне, обрадованный король сказал:

"Ничего не бойтесь, вы - мои сыновья и если уж я приглашаю к своему столу посторонних, к своим законным детям я отнесусь еще лучше".

Традиция, гласящая, что суфии являются представителями эзотерического христианства, вышедшими из пустыни, и что они - дети бедной женщины (Агари, жены Авраама и прародительницы всех арабов), полностью соответствует возможности того, что Франциск пытался объяснить Папе, что суфизм поддерживал традиции христианства.
 Сообщается, что во время первой встречи с Папой Франциск не произвел большого впечатления и был отослан ни с чем. Однако сразу после этого у Папы было странное видение. Он увидел "пальмовое дерево, начавшее расти у его ног и превратившееся в большое дерево. Папе казалось, что он смотрит на него, пытаясь понять, что все это означает, но божественное откровение открыло ему, что это дерево было как раз тем бедняком, которого он недавно отослал".

Пальмовое дерево - это суфийский символ, а видение Папы могло быть следствием того, что Франциск использовал этот символ как аналогию во время аудиенции (Тарикат /пальма/ - это кодовое обозначение суфизма. См. прим. "Тарика").

В начале XIII века Папа Иннокентий III, убежденный в истинности миссии святого, дал разрешение на основание Братства Миноритов (Францисканцев). Считается, что название "Младшее Братство" (минориты) было принято из религиозного смирения, но это может заставить человека задуматься, а не существовал ли Орден, который назывался бы "Старшим Братством"? Если да, то существовала ли между ними какая-нибудь связь?

Во времена Святого Франциска "старшими братьями" называли только членов суфийского Ордена, основанного Наджмуддином Куброй ("величайшим"). Получается интересная взаимосвязь: одной из главных отличительных особенностей было его сверхъестественное влияние на животных. На рисунках он изображается окруженным птицами. Подобно Святому Франциску, укротившему волка, Наджмудиин Кубра одним взглядом приручил свирепого пса. О чудесах Наджмуддина знал весь Восток за 60 лет до появления на свет Святого Франциска.

Сообщается, что когда кто-нибудь восхвалял Святого Франциска, он всегда отвечал такими словами: "Каждый из нас стоит ровно столько, во сколько его оценивает Бог".
 Наджмуддину Кубра приписывается такой афоризм:

"Аль-Хакк Фахим ахсан аль-Хакика" (только истина знает, что является истинным).
 Около 1224 г. была написана наиболее важная и характерная для творчества Святого Франциска "Песнь Солнца". Джалалуддин Руми, величайший поэт Персии и глава Ордена Мевлеви, написал множество стихов, посвященных солнцу (Солнцу Табриза). Он даже назвал книгу своих стихов "Сборником Солнца из Табриза". В этих стихах слово "солнце" употребляется постоянно.

Если Святой Франциск действительно пытался установить контакт с вдохновителями поэзии трубадуров, было бы логичным предположить, что он был (или пытался побывать) на Востоке. Так же логично было бы предполагать, что мусульмане хорошо приняли бы его, если бы он смог добраться до них. Далее, в результате своих путешествий по Востоку он, очевидно, стал бы писать суфийские стихи. Теперь можно установить, соответствовали ли эти предположения действительности, и если да, то как относились к этому современники Святого Франциска.

В возрасте 30 лет Франциск решил отправиться на Восток, в частности в Сирию, граничившую с Малой Азией, где действовал Орден Мевлеви. В связи с финансовыми трудностями ему пришлось вернуться в Италию. Затем он предпринимает еще одну попытку, но на этот раз его путь лежит в Марокко. Вместе с одним из своих товарищей он прошел все Арагонское королевство, хотя никто не может объяснить, зачем он это сделал, а его биографы находятся в явном замешательстве. В Испании того времени ощущалось сильное влияние суфийских идей и школ.

Из-за болезни ему не удалось добраться до Марокко и весной 1214г. он вернулся обратно.

Затем во время осады Дамиетты он отправляется к крестоносцам. Султан Малик аль-Камиль как раз стоял лагерем на Ниле, и Франциск решил повидаться с ним. Он был хорошо принят, хотя считается, что целью Франциска было обращение султана в христианство. В летописи сказано:

"Султан не только отпустил Франциска с миром, восхищенный удивительными качествами этого человека, но и оказал ему большую милость, снабдив его охранной грамотой, которая позволяла ему путешествовать где угодно, свободно проповедуя свои идеи, а также позволил ему в любое время увидеться с ним".

Биографы считают, что это путешествие было предпринято с целью обращения султана. Однако высказывается и такое мнение, что "два этих бесцельных путешествия странным образом повлияли на его жизнь". Если бы Франциск не был трубадуром, искавшим источник своего вдохновения, эти путешествия действительно можно было бы назвать странными. Желание Франциска посетить Марокко характеризуется следующим образом: "Невозможно сказать, какое именно событие его бессвязной жизни могло внушить эту новую идею Франциску".

Мусульманские армии и дворы мусульманских владык были в то время центрами суфийской деятельности. Едва ли можно сомневаться в том, что именно здесь Франциск нашел то, что искал, Вместо того, чтобы обращать кого-нибудь в христианство, Франциск снова переправился через Нил и сразу же попытался отговорить христиан от нападения на врага. Задним числом историки объясняют это тем, что Франциск имел видение, открывшее ему, что христианским войскам угрожает опасность. "Как и ожидал Франциск, к его предостережениям никто не стал прислушиваться, но они полностью подтвердились, когда крестоносцы с большими потерями были отброшены от стен Дамиетты. Симпатии Франциска при таких обстоятельствах должны были разделиться, ибо он не мог не сохранить определенного личного чувства по отношению к веротерпимому и дружественно настроенному султану, который так хорошо принял его".
 "Песнь Солнца", которую считают первым итальянским поэтическим произведением, была написана после путешествия святого на Восток, хотя обычные его биографы, помня о том, что он был трубадуром, не могут согласиться с тем, что это было чем-то новым для его творчества.

"Невозможно себе представить, что за все эти годы (т. е. до 1224 г., когда он написал "Песнь Солнца") Франциск, который в юности был вожаком молодых трубадуров Ассиза и который после своего обращения бродил по полям и лесам, распевая по-французски песни, отличавшиеся, конечно, от юношеских баллад о войне и любви, впервые начал слагать гимны, посвященные Богу, но мы уверены, что эти оригинальные, но неумелые стихи положили начало национальной поэзии Италии".

Атмосфера и уклад францисканского ордена сильно напоминают дервишескую организацию. Наблюдаются совпадения буквально по всем пунктам, не говоря уже о рассказах о Святом Франциске, почти полностью совпадающих с рассказами о суфийских учителях. Особая методология, которую Франциск называл "святой молитвой", говорит о близости к дервишескому "поминанию", в особенности к вращению. Францисканские плащи с капюшонами и широкими рукавами ничем не отличаются от одежды дервишей Марокко и Испании. Подобно суфийскому учителю Аттару, Франциск обменялся своей одеждой с нищим. Он видел шестикрылого серафима, являющегося суфийской аллегорией формулы "бисмил-лах". Он отказался от усеянных шипами крестов, которые носили многие из его монахов с целью умерщвления плоти. Это могло носить символический характер, напоминая символический отказ дервишей со словами: "Вы можете носить крест, а мы носим в себе суть креста", - которым они пользуются и сейчас. Возможно, что этот обряд был основой обычая Тамплиеров, которые, как утверждают очевидцы, "топтали крест ногами".
 Франциск отказался стать священнослужителем. Подобно суфиям, он привлекал к своему учению мирян. Опять же подобно суфиям и в отличие от церкви, он старался распространить свое учение среди всех людей, делая их в некотором смысле членами своей организации. "Впервые со времени установления церковной иерархии появляется демократический элемент - христиане, которые уже не были овечками, покорно ждущими пастыря, и душами, которыми можно было помыкать".

Самым удивительным из правил, установленных Франциском, было то, что его последователи не должны были думать прежде всего о собственном спасении, чем он также напоминал суфиев и отличался от обычных христиан. Суфии постоянно подчеркивают именно этот принцип, считая заботы о личном спасении признаком тщеславия.
Франциск всегда начинал свои проповеди с приветствия, которому, по его словам, научил его сам Бог - "Да будет мир божий с вами!" Это, несомненно, арабское приветствие.

Помимо суфийских идей, легенд и обрядов, Франциск поддерживал также многие христианские аспекты Ордена.

В результате такого смешения появилась не успевшая созреть организация. Один из комментаторов XIX в. подводит неизбежные итоги такого развития:

"Зная, что произошло в последующие шесть веков, мы можем оглянуться и увидеть зловещее лицо инквизиции, одетой в одежду испанского духовенства, толпы нищенствующих братьев, представляющих собой привилегированных и бесстыдных попрошаек, заменивших самообладание Франциска своей невоздержанностью, мы можем понять, сколько здесь было зла, смешанного с добром, и насколько хитро враг всякой истины смешал здесь плевелы с пшеницей".

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100