Дабы предвосхитить возможные "шутливые" реплики, и "остроумные" вопросы любителей дубов, карканья и хрюкать, -
считаю не лишним дать небольшое уточнение о "ПРИЗЫВЕ".
Это не очень и приятное состояние, особенно с т.з. "среднестатистич. человека разумного".
Если воспринимать жизнь в целом, как путь, дорогу, тропу. То, на дороге этой, очень много испытаний. Можно прожить её стараясь минимализировать резкую встречу с "ямами", "кочками" и "крутыми поворотами".
На Пути (тарика, сулук) тем более, - испытание за испытанием. Это, как в "проверка на дорогах".
Не то что - "хочу-не хочу искать".... Истину
, а - "сам не пойдешь, - потащут".
До того момента, пока Тот, кто ведёт, или тащит не сочтёт что делать с тобой дальше, - грубо говоря - или "в расход, - к стенке", - или "гуляй вася отсюда на все 4 стороны", или - "пляши и пой, - дошли!".
Человек может и не догадываться до определенного момента, что его ведут, но то, что начало происходить
нечто, - это очевидно не только "Зиммервейсам", но даже и их лицемерным, недалёким и трусливым коллегам.
Так что, - с "призванием-избранничеством" этим, можно оказаться в таком "переделкино",
что мало не покажется! Конечно, для кого-то будет польза, для кого-то нет. Но возвращаясь к изначальному вопросу темы, мне кажется, что вопрос о том, суфий Хайам (или кто-либо другой) или не суфий, важен больше для ученых. Для искателя, интересующегося суфизмом, или вставшего на Путь, этот вопрос будет иметь второстепенное значение, на уровне праздного интереса. Для него прежде всего важна та ситуация, в которой он находится и взаимодействие с наставником.
Говоря конкретно (о "суфийстве", или не "суфийстве") Хайама, вернее спрашивая о нем, но не называя его по имени, брат kaif получил по моему вполне ясный и конкретный ответ.
По поводу которого он также, лаконично высказал свое мнение.
Если не ошибаюсь, и верно его понял, - то вполне согласное и удовлетворительное.
Но, уважаемый kopernick по какой-то одному ему, его наставнику, и Великому Аллаху только известной причине, пропустил вопрос-ответ (не совсем риторический), из контекста всей цепочки общих рассуждений, заданный мной здесь uvajaemomu kaif (и всем участникам дискуссии) по поводу приведенной им выше цитаты из Газали (непосредственно до О.Х.)
Так что с "суфийством" Хайама ясно.
Если только не осталось еще спросить - был ли он вообще мусульманином.... ?!
А потом, естественно, связать все это в одно целое, и конкретно спросить всех, и в том числе kopernick -
- могут ли мюрид и мюршид (не путать с мистиком "искателем вставшим на путь" и таким же "наставником суфизма") быть не мусульманами, вернее вне Ислама? Думаю здесь и скрыт ( и раскроется) главный ответ на вопросы не только этой темы. Аллах же знает лучше!