Не переступает ли Бахтин рамки осторожности, когда приписывает карнавальным проявлениям атрибут универсальности?
Он кажется более точным когда называет их анти-клерикальными - и соответственно в смысле своем определенными этой опозицией (кстати как и в дате - ведь праздники в соответствии с церковным календарем проводились) - но этого вряд ли этого достаточно, чтобы все признали общечеловеческой ценностью любовь французского крестьянина побегать нагишом после литры-второй по случаю храмового праздника.
Иногда полезно пробежаться нагишом не только крестьянину но и по выше сословием, а потом еще тумак получить от крестьянина в шуточной форме и все перевести в неповторимый смех. А клирику вместо призыва(«Приидите поклониться») (псалом XCIV, 6) прокричать на площади «Venite apotemus», то есть «potemus» («Приидите выпить») разве это не особое пространство
.
На мой взгляд антиклеликарный опозиционный взгляд это только одна сторона богатой карнавальной культуры средневековья организованной на начале смеха. Атрибут универсальный общечеловеческий все же здесь присутствует. Приведу некоторые цитаты М. Бахтина:
Праздник был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами. Жизнь на короткий срок выходит из своей обычной, узаконенной и освященной колеи и вступает в сферу утопической свободы. Самая эфемерность этой свободы только усиливала фантастичность и утопический радикализм создаваемых в праздничной атмосфере образов.
… карнавал был не художественной театрально-зрелищной формой, а как бы реальной (но временной) формой самой жизни, которую не просто разыгрывали, а которой жили почти на самом деле (на срок карнавала). Это можно выразить и так: в карнавале сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах. Реальная форма жизни является здесь одновременно и ее возрожденной идеальной формой.
....большие города средневековья жили карнавальной жизнью в общей сложности до трех месяцев в году. Влияние карнавального мироощущения на видение и мышление людей было непреодолимым: оно заставляло их как бы отрешаться от своего официального положения.[/color]
Разве не просвечивает здесь атрибутом универсальности, когда вся жизнь человека с ее серьезными законами и иерархичностью на время превращается в гротеск, и не умозрительно, а переживается всем существом.