Из книги Дж.Нурбахша "Путь":
Стадии очищения таковы:
1. Самость опустошается
2. Самость становится просветлённой
3. Самость преображается
4. Самость исчезает (фана')
Ученик проходит эти стадии в процессе самоотверженного поминания Бога (зикр). Первая стадия, опустошение, включает в себя избавление от негативных качеств, желаний, идущих из самости. Вторая стадия, просветление, состоит из полировки сердца и души с целью очищения их от веры в самость и привязанности к ней. На третьей стадии внутреннее бытие ученика украшается Божественными Атрибутами. В конечном итоге сущность ученика наполняется Атрибутами Истины - до такой степени, что не остаётся и следа его ограниченного существования. Эта четвёртая стадия называется "исчезновением самости" (фана').
Если проследить параллель с буддизмом: в нём "зикроподобные" практики используются вроде бы редко, но можно ли утверждать, что его практика - нечто другое? Можно сказать, что буддист, удерживая внимание (памятуя) на
осознавании дыхания или на чистоте, на осознанности, по сути делает то же самое: осознанность, чистота, сострадание - это "божественные", предельные атрибуты, которые скоро вытесняют из состава человеческого существа помрачения -
негативные качества, желания, идущие из самости
.
Это - первая стадия. Вторая стадия ещё более схожа с буддийской практикой. Очищение от веры в самость - это прямо таки буддийские слова. Третья стадия - принятие необусловленных дхарм. Четвёртая стадия - Нирвана. То есть по определению: "самость исчезает" - это о Нирване.