Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Мистицизм и логика  (Прочитано 537 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Мистицизм и логика
« Ответ #4 : 27 ФХЪРСап 2012, 19:37:42 »
Ещё одно небольшое дополнение к Расселу, дзен-буддизму и к другой похожей теме, которую уже, по-моему, также обсуждали где-то на форуме, от Альберта Эйнштейна - учёного и одновременно, если можно так выразиться, мистика:


1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Мистицизм и логика
« Ответ #3 : 27 ФХЪРСап 2012, 18:14:09 »
1. Существуют ли такие два способа познания, которые можно назвать соответственно разумом и интуицией? И если существуют, то можно ли одному из них отдать предпочтение?

Разум и интуиция - это два различных подхода к познанию, первый из которых можно назвать научным, а второй - мистическим (или интуитивным).

Цитировать
Опыт интуитивного принятия решений убедительно доказывает, что периферийная способность ума лучше всего проявляется в тех случаях, когда мы не вмешиваемся в нее, когда мы доверяем ей действовать спонтанно – дзу-жань, само собой.

<...>

Сатори действительно обозначает внезапный и интуитивный способ постижения всего – от умения вспомнить позабытое имя до проникновения в глубочайшие истины буддизма. Человек ищет и ищет, и никак не может найти. Тогда он бросает все – и вдруг ответ является сам собой.

Алан Уотс "Путь Дзен"

На мой взгляд, (намеренно) отдавать предпочтение какому-то одному способу - это заведомо лишать себя другого. При создании Д. И. Менделеевым периодической системы химических элементов использовались оба способа - и разум, и наитие/интуиция. В результате человечество обогатилось величайшим научным открытием.

Цитировать
2. Иллюзорны ли всякая множественность и всякое различие?

Смотря, какому способу познания (научному или интуитивному), а также какой религиозной доктрине (восточной или западной) вы отдаёте предпочтение.

Цитировать
3. Является ли время нереальным?

См. пункт 2. Что лишь говорит о нашей обусловленности в постижении реальности.

Цитировать
4. К какого рода реальностям принадлежат добро и зло?

К человеческим.
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

ishraq

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 6
  • Reputation Power: 0
  • ishraq has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Мистицизм и логика
« Ответ #2 : 27 ФХЪРСап 2012, 16:00:57 »

Обсуждение истинности либо ложности мистицизма поднимает, таким образом, четыре вопроса:
1. Существуют ли такие два способа познания, которые можно назвать соответственно разумом и интуицией? И если существуют, то можно ли одному из них отдать предпочтение?
2. Иллюзорны ли всякая множественность и всякое различие?
3. Является ли время нереальным?
4. К какого рода реальностям принадлежат добро и зло?
И хотя последовательно проведенный мистицизм кажется мне ошибочным, я все же думаю, что в мистическом мироощущении есть определенный элемент мудрости, не достигаемый никаким иным способом. Если истина в этом, мистицизм окажется отношением к жизни, а не системой воззрений на мир. На мой взгляд, метафизическое вероучение — ошибочный результат, порожденный эмоциями, несмотря на то что оно вдохновляет мысли и чувства человека, питает его самые светлые идеалы. Даже осторожное и терпеливое исследование истины наукой, которое представляется прямой антитезой мгновенно схватываемой мистиком достоверности, можно выращивать и лелеять с помощью того самого духа благоговения, в котором живет и развивается мистицизм.


http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig13.html

Рассел сводил мистицизм к интуиции, а это отнюдь не одно и тоже. К тому же: для него последовательный мистицизм ошибочен, в отличии от последовательного сциентизма.

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Мистицизм и логика
« Ответ #1 : 20 ФХЪРСап 2012, 03:51:51 »
Метафизика, или стремление постичь мыслью мир в целом, всегда развивалась в единстве и конфликте двух противоположных человеческих импульсов: один из них побуждал к мистицизму, другой — к науке. Некоторые люди достигли величия, следуя первому импульсу, некоторые — следуя только второму. У Юма, например, научный импульс властвует безраздельно, а у Блейка сильная неприязнь к науке сосуществует с глубоким мистическим проникновением. Но величайшие люди, те, кого мы называем философами, ощущали нужду одновременно и в науке и в мистицизме: в попытке гармонического соединения того и другого состояла цель их жизни. Именно преодоление изнуряющей неопределенности этой альтернативы превращает философию в более высокое занятие, чем наука или религия.

Бертран Рассел, "Мистицизм и логика"

http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig13.html
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100