"Блаженны нищие духом ибо их есть Царствие Небесное."(с)
Мухаррем всего лишь навсего человек. Он застыл в развитии. А это духовная смерть. Поэтому его нужно было спасать. Шейх меняет его образ жизни, т.е. он нарушает равновесие создавая ему сопротивление. Для Мухаррема это возможность наблюдать себя. Мухаррем себя не видит.
Знаете, Подайложку, мне ваши отождествлённые рассуждения напоминают притчу Руми
"Моисей и пастух". Где отождествлённый с доктринами Моисей пытается наставить на путь "истинный" пастуха, который молился Богу так, как сам считал нужным. У шейха была совсем иная цель, если вы внимательно смотрели фильм: ему был нужен лишь послушный и богобоязненный сборщик податей. Мухаррем неоднократно говорил и шейху, и его приближённому, что это непосильная для него ноша. Но они лишь манипулировали его сознанием для своих корыстных целей. Меня на протяжении всего фильма не покидала мысль, что всё это очень похоже на предательство Христа первосвященниками и жертвенность, в данном случае, Мухаррема. Очень много слов на протяжении всего фильма об Аллахе в устах всех, особенно первосвященников. Но по сути их вера - это фарисейство, если не полное замаскированное неверие. А в результате хороший человек (Мухаррем) загублен. Его просто "распяли", принеся в жертву своим предрассудкам и доктринам.
"Видеть свои грехи поистине лучше лицезрения ангелов." (И.Сириянин) Мы не можем начать не с какой цели прежде этой. Мухаррем должен увидеть себя таким каков он есть. Все остальные цели возможно достичь только после этой.
Мухаррем
видел себя и слышал голос своей совести на протяжении всего фильма постоянно (!). И он всегда обращался с этими противоречиями (когда "дозволенное превращается в запретное, и запретное превращается в дозволенное" - из послесловия к кинофильму) к своим духовным наставникам. Но что те отвечали ему в ответ?! Они лишь успокаивали, усыпляли его совесть различными рациональными доводами, на которые Мухаррему приходилось соглашаться из-за своей богобоязненности и уважения к шейху и его приближённому. Совесть вопила, но ей постоянно затыкали глотку.
Обратили ли вы внимание на состояние самого Мухаррема? Он верит в духов, он привязан к мирским вещам.
А кто из верующих не верит в духов?! А не привязан ли шейх в фильме к мирским вещам?! И вместо того, чтобы брать налоги через банк, чтобы никого не подставлять в духовном плане, аргументом стала 15%-ная комиссия за банковскую операцию. Конечно, 15% важнее жизни человека, который в конце фильма превратился просто в "овощ". Но и здесь первосвященники обыграли этот ужасный случай в свою пользу. Мухаррем не был привязан к мирским вещам: вспомните его быт до "повышения" на должность. Машину, мобильник, калькулятор, солидную одежду и пр. дал ему шейх через своего визиря. Хотя Мухаррем был согласен обходиться без всего этого. Но ему опять "промыли мозги", что его время очень ценно для братства, и что он делает очень важное и богоугодное дело. Мухаррем не хотел брать налоги с обедневшей семьи, где отец семейства был при смерти, и где было много маленьких детишек, даже один грудной, а сама их мать осталась безработной. Но Мухаррема опять убедили пойти против его совести (никого не интересовала его совесть). И таких моментов в фильме много. Видя воочию, что духовниками лишь декларируется, а что происходит на самом деле, и
"раскололо надвое" Мухаррема.
Т.е. по сути его существо расколото на двое. Одна часть стремиться к Аллаху другая часть пытается сохранить фотографии и то мало что у него есть. По своей сути Мухаррем ведет жизнь религиозной машины становясь фанатиком.
В фильме красной линией проходит конфликт между совестью и действительностью (даже внутри братства). А
фанатиками являются абсолютно все люди, отождествлённые с какой-либо религией или доктриной (в большей, экстремальной, или в меньшей степени).
От этого и лечил его шейх, а в кино мы видим как выглядит лекарство.
"Блаженны плачущие ибо они утешатся." (с)
http://www.youtube.com/watch?v=B5FIYmnkGts&feature=related
Простите меня, Подайложку, но вы совсем не поняли фильма. Фильм одновременно и психологический, и антирелигиозный (это его второе дно). Это ведь Турция, а суфизм, если я не ошибаюсь, официально запрещён в Турции. Но даже если не учитывать здесь конкретно антисуфийскую идею, а просто негласный протест создателей фильма против одурманивания людей любой религией, то этот фильм в общем явно антирелигиозный, с моей точки зрения.