Вопрос:
Недавно прочел стих из книги "Сокровища вспоминания" (Руми), там есть такие строки:
У тебя на счету немало благочестивых поступков,
посты и ежедневные молитвы,
но ты эти деяния не смаковал.
Должен быть вкус,
зерно наслаждения, а иначе ягода
не произведет молодое деревце,
которое позднее станет плодоносящим древом.
В связи с этим возник вопрос: не очень понятно, как можно смаковать
свои благочестивые деяния и не впасть в самолюбование и гордыню? Ведь если обращать внимание на свои хорошие поступки, то возникнет соблазн гордыни за себя. А если совсем не обращать, то как понять, что же именно смаковать? )
* * *
Ответ:
Почему-то считается, что по пути истины и служения должно двигаться через силу и без удовольствия:
Делать добро моим близким привык я, но только, к несчастью,
С радостью благо творю, сердцем их нежно любя.
Как же тут быть? Ненавидь их, и, полон враждою и злобой,
Благо твори: лишь тогда будешь ты нравственно прав.
Шиллер
Но почему, собственно говоря? Духовная радость это совсем не то же самое, что самолюбование и гордыня. А служение через силу и без радостной заинтересованности либо скоро прекращается, либо может переродиться в раздражение и неприязнь.