[Обсуждение здесь:
Наказание за грехи]
Можно ли считать, что болезни - наказания за грехи?
Это распространенное представление среди верующих, но, представьте себе, Иисус придерживался другого мнения:
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
(Ин, 9:1-3)
А как насчет катастроф - может быть, они посылаются особо грешным? Нет, Иисус не разделяет эту точку зрения:
"Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам..."
(Лк., 13:1 - 5)
По необходимости приходится сделать вывод, что люди страдают отнюдь не только в наказание за свои грехи.
"Разве Иисус Христос был распят в наказание от Бога? В длинной процессии страдальцев мы видим и пророков, и Апостолов, и многих святых праведников и праведниц. Понятно, что их страдания не были наказанием Господним. Они пострадали из-за грехов, но - не своих".
(Святитель
Николай Сербский (Велимирович)
Из сборника: «Письма к духовным чадам»)
* * *
Если цунами, землетрясения, ураганы и подобные стихийные бедствия - наказания за грехи, то кого они наказывали и за какие грехи тогда, когда человечество еще не существовало?
* * *
Некоторые природные катаклизмы и болезни являются наказанием прежде всего для бедных.
Бедные не могут строить сейсмоустойчивые дома и создать адекватную инфраструктуру - службу спасения, госпитали и т.п. Они погибают в бо'льших количествах, чем богатые. Уносят с собой в могилу ни в чем не повинных детей, которые не могут выбирать между бедностью и богатством. То есть получается, так или иначе, что это наказание за бедность.
В то же время религиозные писания часто на стороне бедных и не призывают к богатству.
"Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение" (Лк., 6:22)
"Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай" (Матф., 19:24)
Возникает некоторое противоречие (впрочем, характерное не для всех религий и не для всех направлений внутри одной религии): бедность не порок, но бедные страдают больше, в том числе и от воздействия природных катастроф, которые, вроде бы, находятся в ведении высших сил, а не являются результатом человеческого грехопадения (которым можно объяснить, например, преступность или плохое отношение людей друг к другу).
* * *
Карающее божествоВсе вещи происходят из необходимости: в природе нет ни добра, ни зла.
Б.Спиноза
"Странные черты “гнева Яхве” всегда бросались в глаза. Прежде всего, во многих местах Ветхого Завета ощутимо, что этот “гнев” изначально не имеет ничего общего с нравственностью. Он “возгорается” и загадочным образом о себе заявляет как “скрытая природная сила”, как скопившаяся электроэнергия, разряжающаяся на того, кто слишком близко подходит. Гнев “непредсказуем” и “произволен”
Источник
(Цитата - пересказ классического труда Рудольфа Отто “Священное”).
Иногда Бога Ветхого Завета считают несколько примитивным, антропоморфным отражением человеческих представлений. Но как раз этот образ Бога в Ветхом Завета парадоксальным образом дает реалистическую картину происходящего. Бог Ветхого Завета непредсказуем и далеко не всегода руководствуется человеческими представлениями о нравственности
- как и Природа.
См. также Грехопадение Адама