...греческая, римская, египетская, а ранее и шумерская религии представляли собой религии, расплавленные в социальных отношениях наподобие растительного масла в жареной картошке или золотой нити в персидском ковре. С одной стороны, эта нить ничтожно мала, а с другой - если ее вынуть, ковер уже станет не тем.
<...>
Боги живут в нашем мире. Мы точно про них знаем, что они выше ростом и у них светятся глаза. Это те приметы, по которым грек мог отличить бога, если вдруг встретит. У христиан же Бог запределен, и отношения с ним именно поэтому выстраиваются иначе...
<...>
Христианское отношение к Богу с личным к нему обращением, скрытым от других глаз, совершенно резонно с точки зрения того времени вызывало обвинения в суеверии. Всегдашняя память о Боге у христиан тоже воспринималась как суеверие. Сама идея о том, что бог все время за тобой наблюдает, воспринималась греками как разновидность психоза. С точки зрения античного человека, если ты завязал нормальные отношения с богами, тебе ничего не угрожает.
У греков даже не было слова, аналогичного слову «религия». Они пользовались термином «Eusebeia» (εὐσέβεια) , что значит благочестие. <...>
...в любую видимую деятельность человека неизменно вплетена религиозная нить, даже если это внешне и не выглядит как культ. По сути, атеизм в таком обществе невозможен.
Атеизм существует только в тех религиях, где бог находится за миром.Отсюда