Суфийский шейх Абдул Хади Палацци рискнул пойти против течения. В тот самый момент, когда исламский мир кое-кто пытается объединить на ненависти к Израилю, шейх взялся доказать, что Коран признает право евреев на Святую Землю. По его мнению, евреи имеют полное не только духовное, но и политическое право на весь Иерусалим и на его Храмовую гору, ибо мистическое путешествие пророка Мохаммеда на небо с этой горы (аль-Мираж) не может служить основанием для политического права мусульман на эту святыню. ("К тому же, когда произошел аль-Мираж, Храмовая гора была под контролем Византии, а не арабов-мусульман, - отмечает шейх-диссидент, - но пророк вовсе не пытался захватить это место".) Эти взгляды сделали Палацци непримиримым оппонентом Ясира Арафата.
ПУТЬ СУФИЯ
40-летний Палацци родился в Риме. Мать была арабкой из Сирии, отец - итальянским католиком, принявшим ислам. Первые уроки суфизма (исламской мистики, для которой характерен экуменический универсализм) он получил дома. Затем изучал философию Авиценны и Аверроэса в Римском университете, а исламское образование продолжил в университете Аль-Ахзар. Говорят, будто именно его учитель - исламский богослов Саида ас-Шарави - привел египетского президента Садата к мысли о мире с Израилем.
В 1987 году Палацци стал имамом и шейхом, в 1989-м он возглавил Итальянскую ассоциацию мусульман. Международную известность Палацци приобрел в 1998 году, когда в Израиле и на Западе вышла его статья "Израиль должен аннулировать Осло" (имеются в виду заключенные при посредничестве Запада мирные соглашения, предусматривающие создание палестинской автономии в обмен на прекращение арабами вооруженной борьбы с Израилем). Затем шейх выступил в защиту учения, осуждаемого даже израильскими либералами за "антипалестинские" взгляды раввина Меира Кахане, убитого террористами. Кахане стал, по мнению шейха, "жертвой травли, организованной ненавидящим иудаизм левым лагерем евреев". Палацци, к ужасу коллег-шейхов, поддержал даже идею построения Израилем Третьего храма на месте древнего храма Соломона - при условии, что ныне стоящие на Храмовой горе мечети останутся нетронутыми.
В 2000 году Палацци написал письмо президенту Израиля Моше Кацаву. В нем Палацци еще раз призвал израильтян ни в чем не изменять своей религии. Иначе, по его мнению, "арабские соседи Израиля никогда не признают права евреев на возвращение в Землю Израиля". По мнению шейха, "если у людей будет искренняя привязанность и глубокое понимание своих духовных традиций - иудаизма и ислама, - религиозная база мирного сосуществования будет более надежна, чем политический договор".
ОТ "ЕВРАЗИЙЦЕВ" ДО "АТЛАНТИСТОВ"
Более всего Палацци популярен у национально-религиозного лагеря Израиля. Например, очень ценит его хевронский раввин Авром Шмулевич, наш бывший соотечественник, участник объединения "Евразия" и лидер движения "За Родину!", работает над созывом в Москве исламо-иудейской конференции, которая призвана объединить традиционных мусульман против ваххабитского фундаментализма. Палацци призван стать одной из ключевых фигур в этом проекте.
Впрочем, теология Палацци уже хорошо известна и нелюбимым евразийцами западникам-"атлантистам": он выступал перед подготовительной сессией ООН по борьбе с расизмом, в мэрии Нью-Йорка, перед ведущими специалистами по борьбе с терроризмом. "Ислам действительно не возражает против абстрактного еврейского государства, - говорит Ваель Халлак, профессор исламской теологии в американском университете Мак-Гилл. - Ислам выступает только против оккупации Израилем земли, бывшей во владении мусульман".
Другой авторитет в исламских исследованиях, профессор Калифорнийского университета Халед Абу Эль-Фадл, утверждает, что многие мусульманские ученые могут признать, что земли, бывшие ранее "дар аль-исламом", домом правоверных, могут изменить статус, и тогда настанет день, когда исламский мир будет относиться к Израилю, как к Испании или Греции. Это не будет дружбой, но нормальным отношением.
А исламский богослов Халид Дюран из университета Филадельфии предсказывает, что фундаментализм-исламизм уступит место настоящему, основанному на суфизме, традиционному исламу. "Исламизм - это тоталитаризм XXI века,- заявляет Дюран. - Это новая инкарнация фашизма и коммунизма, использующая религию для собственных политических целей. Исламизм - это не реакция масс на уменьшение религиозности, но реакция политических элит на уменьшение их контроля".
По мнению Палацци, вся беда в том, что массы ведомы невежественными в богословии "духовными вождями". "К примеру, лидер Хамаса шейх Ахмед Яссин сам признавался, что никогда не учился нигде, кроме средней школы,- указывает Палацци. - Да и титул шейха ему дали просто за возраст и статус в его среде".