Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфизм и дионисийство. Материалы к теме  (Прочитано 2228 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Суфизм и дионисийство. Материалы к теме
« Ответ #1 : 14 ЬРп 2015, 05:25:21 »
Некоторые параллели между культом Диониса и суфизмом.   Обсуждение здесь


Дионис - бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

Дионисизм... означает  освобождение  беспредельного  влечения,
взрыв  необузданной  динамики  животной  и божественной  природы; поэтому  в
дионисийском хоре человек  появляется в виде сатира, сверху  - бог, снизу  -
козел. Это  -  ужас  от  попрания  принципа  индивидуации  и  вместе  с  тем
"блаженный  восторг"  от  того,  что  он  попран.  Поэтому  дионисизм  можно
уподобить опьянению, разлагающему индивидуальное на коллективные  влечения и
содержания,  это - расторжение  замкнутого эго миром. Поэтому  в  дионисизме
человек  соединяется  с   человеком  и  "сама  отчужденная,   враждебная   и
порабощенная  природа  снова празднует праздник примирения со своим  блудным
сыном  -  человеком".

К.Г.Юнг ОтсюдаАПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало
— рациональное
— мера, золотая середина
— иллюзорно-оптимистическое
— состояние покоя
— индивидуальность

ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало
— иррациональное
— безмерное буйство
— трагико-героическое
— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность
— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство
Отсюда
В суфизме - "школа трезвости" (Багадад) и "школа опьяненности" (Хорасан).

Дионисий - бог вина и виноделия. Воспевание вина и опьяненности в суфийской поэзии.
Экстатические ритуалы дионисийства - и сэма, экстатическое радение в суфизме.
Тема разрывания божества на части (и возрождение, то есть восстановление единства позже) в дионисийстве. Ритуальное разрывание одежды в суфизме (в ср. века, связано с хадисом) и хырка с заплатами как символ. Также важная концепция в суфизме - профанный мир множественности противопоставляется сакральному единству. Путь - это метод восстановления "разорванного" единства.

Жрецы культа Д. наносят себе в порыве экстаза раны. - Нанесение себе ран (или, по крайней мере, попытка - часто без реального вреда) практикуется в некоторых орденах.

"В исламе — самой молодой религии Спасения — экстатические состояния не поощрялись, за исключением суфизма, где они сохранили древнюю телесно-ориентированную форму, однако лишились оргиастического характера и получили новое мистическое содержание". Отсюда


Дионисийское искусство - музыка. Важность музыки в суфизме. (Флейта, кстати, в обоих случаях - один из основных инструментов).

Пляски Диониса - и энергичные движения во время сэма.

Культура (цивилизация) носит репрессивный характер, она подавляет животные примитивные импульсы. Для экстатического культа - как Д. - характерен выход за рамки социальных ограничений. Пример сходной тенденции в суфизме - практика маламатийа. (Как и сэма).


* * *

Сторонники Хаджи Бекташа исповедовали ислам, но ислам "смягченный", освобожденный от строгости и застывших форм, соединяющий положения тариката с их применением к конкретным жизненным условиям. Нет никаких оснований утверждать, что Хаджи Бекташ был противником того "пути", который практиковали его последователи, как это пытаются представить приверженцы шариата. Хаджи Бекташ не осуждал музыку, танцы, пите вина и совместные ночные обряды мужчин и женщин. Нельзя сказать и о том, что братство бекташийа впоследствии "сбилось с пути", "ушло в сторону" от учения пира. И.З.Эйюбоглу сравнивает обрядность бекташи с дионисийской и приходит к выводу, что собрания с пением гимнов, с танцами и питьем вина, с равенством участников-мужчин и женщин, с совместным исполнением ими обрядов не были "изобретены" Хаджи Бекташем и восходят к древним традициям населения Анатолии.

Ю.А.Аверьянов. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа.М.2011.С.100.

* * *

2. Дельфин. Дионис морскойДальнейшей особенностью островного культа являются символы, выражающие власть Диониса над морем

Итак, характеристика Диониса как божества, своим могуществом и одушевлением проникающего не только земную природу, но и морскую стихию, принадлежит к основным представлениям островного культа. Бог-бык Дифирамб и бог, увенчанный виноградной гроздью, есть тем самым и морской Дионис...

В.Иванов. Дионис и прадионисийство. Отсюда.* * *

-- Одним из самых важных образов, обозначающих божество в суфизме, является океан (или море) - в котором должен раствориться суфий. 

---------------------------------

3. Дионис как мужской коррелят единой богини. Ее лики: Артемида, Великая Матерь, Ариадна, Афродита, Исида, Гера, Афина.

--- Аналогия в суфизме: женская ипостась божества - Прекрасная Возлюбленная.
Там же* * *

[Мистический характер дионисийства]

Только религия Диониса делает страстные хтонические культы
автономными, поскольку бог, небесный и подземный вместе, является одновременно и вдохновителем пафоса, и его разрешителем.
Она выступает перед эллинством поистине как новая религия, а не новый частный культ, и именно — как религия очистительных общих действий (orgia) и таинств (teletai), предваряя тем позднейшие мистерии и впредь их обосновывая. Новым заветом в эллинстве можно ее назвать, потому что она впервые устанавливает между человеком и божеством единящую обоих связь, переживаемую во внутреннем религиозном опыте энтузиастических очищений. Неудивительно, что религия мистическая дает импульс раннему развитию «теологии»...
Отсюда


* * *


Выросши, Дионис стал насаждать повсюду культуру винограда...  Вакханками назывались восторженные поклонницы, сопровождавшие бога в его странствованиях. В руках у них был тирс — жезл, обвитый плющом, а также тимпан (бубен); они сопровождали плясками шествие бога.ОтсюдаВ суфизме: бубен (даф) - один из основных инструментов во время сэма.

Символика плюща (или виноградной лозы, символа Диониса):

"В Иране суфии для обозначения любви используют слово ишк, происходящее от ашака, разновидности виноградной лозы. Когда эта лоза обвивается вокруг дерева, оно засыхает и умирает. Так же и от любви к миру высыхает и желтеет дерево тела. Но духовная любовь лишает силы корень "я".

Дж. Нурбахш. Путь.М.2007.Стр.73

*

Символика умирающего и воскресающего божества в дионисийском культе имеет параллель в суфизме. Посвятительные ритуалы подразумевают умирание ветхого человека ("Умри прежде, чем ты умрешь" - хадис). И возрождение его в новом, сакральном качестве.


* * *


[Связь дионисической религии с неоплатонизмом - традицией, к которой можно в значительной степени отнести и суфизм]

Діонисическая религія, преломленная въ Ведантѣ орфиковъ, глубоко напечатлѣлась на освободительныхъ прозрѣніяхъ греческой поэзіи и на всей идеалистической философіи Греціи. Безъ этой закваски непонятны міросозерцанія Пиндара, Эсхила, Платона. Зависимость древнѣйшихъ
133

философскихъ системъ отъ творчества религіознаго вездѣ прозрачна, но еще не раскрыта, какъ надлежало бы. Въ концѣ гармоническаго развитія эллинской мысли идея вселенскаго страданія, представленіе о мірѣ жертвенно страдающемъ чрезъ разъединеніе и разъятіе божества въ себѣ единаго — дѣлается основною идеею, какъ неоплатонизма, такъ и поздняго синкретизма, всѣхъ боговъ отождествившаго съ Діонисомъ, поставившаго Діониса на высоту Всебога страдающаго, какъ страдальный аспектъ міра возникновеній и уничтоженій.

Вяч. Иванов. Религія Діониса
Отсюда* "Разъятие божества в себе единого" - ср. один из самых важных для суфийской космологии хадисов - "Спрятанное сокровище": "Я был сокровищем потаенным и сотворил мир, чтобы быть познанным". "Всебог страдающий" - это частица божественной сущности, заключенная в человеке, то есть в темнице его тела и примитивной души.


* * *





Прославляя любовь, мы испили вина,
Нам его поднесла молодая Луна.

Мы пьяны им давно. С незапамятных лет
Пьем из кубка Луны заструившийся свет.

И дрожащий огонь разведя синевой,
Месяц ходит меж звезд, как фиал круговой.

О вино, что древнее, чем сам виноград!
Нас зовет его блеск, нас манит аромат!


Ибн аль-Фарид. Касыда вина


"Интересно, что Дионис вино попробовал раньше, чем ягоды винограда..."

Из весьма содержательной статьи Мифы и реалии древнего виноделия Авт. - Д-р исторических наук Н.И. Винокуров


"Необычное состояние после вкушения вина считалось результатом божественного или демонического вмешательства. В силу чего вино, как и виноград, и всё, что было с ними связано, очень рано становится священным обоготворённым средством, аналогично древнеарийскому наркотическому напитку, послужившему оригиналом божественных индуистской сомы и хаомы персов".

Вино позволяло вкушающим его достичь видений и экстатического состояния и превратилось в винодельческих регионах (а после развития виноторговли и далеко за их пределами) в общедоступное и сравнительно дешёвое средство, которое позволяло погрузиться в мир грёз и фантазий, духов и видений, божественных откровений и пророчеств. Раскованное поведение и ощущение свободы во время дионисийских таинств и пиров становилось уже не безумством, а нормой, которую поощрял сам бог, удостоившийся эпитетов «свободный» и «вольный».

Важно и то, что вино приносило и практическую пользу, освобождая людей на некоторое время от проблем и забот.

(Там же)


* * *


Дионисийский миф начинается с истории о помутнении разума.

"Но Эврипилъ горитъ извѣдать таинственный жребій, уноситъ ковчегъ — и, разверзнувъ, видитъ при отблескахъ пожара — не брадатаго мужа въ гробу, увѣнчаннаго раскидистыми вѣтвями, — деревянный, смоковничный идолъ царя Діониса въ стародавней ракѣ. Едва глянулъ герой на образъ бога, какъ разумъ его помутился".

В.Иванов. Ницше и Дионис. Источник
Характерно "дионисийский" элемент в суфизме - джазба
*, привлеченность. Представление о том, что Бог "привлекает" своего избранника при помощи  своего рода священного безумия. Такой привлеченный называется маджзуб.


"...маджзуб не нуждался в том, чтобы следовать суфийской дисциплине, поскольку на обычного человека могла сойти Божественная благодать в виде особого состояния духа".

К.Эрнст. Суфизм 

-------------------------------------
* Джазба - влечение. В суфизме влечение Богом своего раба. Бог привлекает к себе того, кого захочет и джазба не зависит от самого человека, степени его служения. Если Аллах захочет, то Он поднимает завесу между собой и любимым рабом и возвышает его до высот духовного совершенства. Чувствуя влечение и любовь Аллаха к себе, раб теряет свое существо и стремится к Нему посредством искренней опьяняющей любви и ваджда. Суфии утверждают, что доказательством существования джазбы является коранический аят: «Аллах избирает к Себе, кого пожелает, и ведет к Себе, кто обращается» (42: 13).
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)


* * *





Сопоставление Диониса и Хызра (мистический покровитель путников в исламе и суфизме). Хызр (Хизр) упоминается в Коране (18:66-82), хотя и не называется по имени, в истории о Мусе (Моисее) и его мистическом учителе.


 "Вездесущему страннику Дионису надлежало стать символом перехода к освоению новых ценностей. Позднее этот сюжет повторился в мусульманской версии, где место Диониса рядом с Александром/Искандаром занял Хизр – покровитель путников в исламе. Сближение, как мы видим, совсем не случайное, логически и типологически выверенное".

   Источник

* * *

Хызр, Дионисий, св. Георгий

В круге ближневосточных культур образ св.Георгия слился с образами аналогичных и более древних персонажей-мучеников. Ареал этих культур очаг древнейшего земледелия. Здесь некогда зародилась идея, олицетворяющая страдания человека захороненным, а потом проросшим зерном. Эта идея проявила удивительную устойчивость и прошла сквозь века. Образ Св. Георгия разными нитями связан с названной идеей. Одна из них персонаж по имени Хадир, Хазир, или Хидр (буквально по-арабски "Зеленый"). В мусульманских странах очень популярно верование в этого святого, отличительная черта которого бессмертие. Он ходит в зеленых одеждах. Он покровительствует растительному миру. Он также связан с водой. Поэтому он оберегает путешествующих по морю и к его имени взывают о помощи тонущие. В мусульманской Индии он стал божеством рек и колодцев. В Средней Азии Хазрати Хызр воспринимается как популярный в народе святой, иногда делающийся видимым людям и совершающий всякие благодеяния. У курдов, расселенных в ближневосточных странах от Турции до Туркмении, перед Наурузом (весенним Новым годом) устраивается праздник в честь святого Хыдырнебе. Он покровительствует растительному и животному миру. Ученые этот образ идентифицируют с Георгием Победоносцем. Источник


* * *


Символика плюща'Ишк - это высший и наиболее страстный вид любви. 'Ишк редкостнее и чище, чем махабба, поскольку 'ишк является результатом махабба". Дж. Нурбахш. "Путь".

Ишк происходит от названия плюща, который обвивает дерево и убивает его. Один из важных образов в суфизме.

* * *

"Виноград и плющ - это растения-сестры, которые развивались в противоположных направлениях и которым все же нельзя отказать в родстве. И то, и другое претерпевает чудесные превращения...

К середине зимы, когда справляются бурные празднества, он покрывает своими зубчатыми листьями лесную почву или смело тянется вверх по стволам, словно желая, подобно менадам, приветствовать и как бы "отанцевать" божество. Плющ сравнивали со змеей,  а в холодной природе, которая приписывалась как плющу, так и змее, находили основание для того, что и то, и другое принадлежит Дионису. И действительно, стремительность, с которой плющ расползается или обвивает деревья, может напомнить змей, которыми неистовые служительницы Диониса оплетали волосы или которых носили в руках.

Вальтер Отто. Дионис.

Цит. по: Карл Кереньи. Дионис. Прообраз неиссякаемой жизни. М.Ладомир.2007.С.57 

*

...связь плюща с Дионисом кажется... правдоподобной. Известно, что бог вина в Греции никогда не носил имени... "Виноградная лоза", однако в Аттике его часто называли .... "Плющ". Там же стр. 56-57.

*

О плюще такжездесь


* * *


"Давильная песня"

"... сатиры распевали... - "давильную песнь"... это была "песнь, сопровождавшая давление винограда, которая, как и само давление, заключала в себе растерзание Диониса"... При перечислении мелодий, исполняемых на флейтах, среди различных жалобных песней встречается и ..., "давильная песнь для флейт".

Карл Кереньи.Дионис.Прообраз неиссякаемой жизни.М."Ладомир".2007.С.58, 59.


Напомнило мне начало "Маснави" Дж. Руми - вполне жалобная "давильная песня" :

Прислушайся к голосу флейты - о чем она плачет, скорбит?
 О горестях вечной разлуки, о горечи прошлых обид:
"Когда с камышового поля был срезан мой ствол пастухом,
 Все стоны и слезы влюбленных слились и откликнулись в нем,
К устам, искривленным страданьем, хочу я всегда припадать,
 Чтоб вечную жажду свиданья всем скорбным сердцам передать.
В чужбине холодной и дальной, садясь у чужого огня,
 Тоскует изгнанник печальный и ждет возвращения дня.
Звучит мой напев заунывный в собранье случайных гостей,
 Равно для беспечно-счастливых, равно и для грустных людей.
Но кто бы - веселый иль грустный - напевам моим ни внимал,
 В мою сокровенную тайну доселе душой не вникал.
Хоть тайна моя с моей песней, как тело с душою, слиты -
 Но не перейдет равнодушный ее заповедной черты.
Пусть тело с душой нераздельно и жизнь их в союзе, но ты
 Души своей видеть не хочешь, живущий в оковах тщеты..."
...
 Стон флейты - могучее пламя, не веянье легкой весны,
 И в ком не бушует то пламя - тому ее песни темны.
Любовное пламя пылает в певучей ее глубине,
 Тот пыл, что кипит и играет в заветном, пунцовом вине.
Со всяким утратившим друга лады этой флейты дружны,
 И яд в ней, и противоядье волшебно соединены.
В ней песнь о стезе испытаний, о смерти от друга вдали,
 В ней повесть великих страданий Меджнуна и бедной Лейли.
Приди, долгожданная, здравствуй, о сладость безумья любви!
 Верши свою долю и властвуй, в груди моей вечно живи!

И если с устами любимой уста я, как флейта, солью,
 Я вылью в бесчисленных песнях всю жизнь и всю душу свою.

Пер. В.Державина



* * *


Мистическое и дионисийское[Характеристика, предложенная ] "в 1926 г. Бернхардом Швейцером:

"Мистическим" мы называем такую форму миропознания, одну из основных форм взаимодействия с вещами, которую в соответствии с ее особым содержанием, можно охарактеризовать только при помощи ключевого слова "дионисийское".


Карл Кереньи.Дионис.Прообраз неиссякаемой жизни.М."Ладомир".2007.С.37.



* * *




Заратустра есть не что иное, как один из прообразов Диониса, в котором Ницше прославляет его. Подобно солнцу (Дионису), Заратустра должен спуститься под землю и принести свет в царство мертвых. <...>

Сверхчеловек – это дионисийский человек, человек как натянутый канат, мост, стрела желания, танцующая звезда, человек становления и его полноты.
 
 Фридрих Юнгер. «Ницше»Источник* * *

С самого «Рождения трагедии» Ницше уже не покидал сферу дионисийского. Она для него – лабиринт Минотавра и розовый сад Мидаса. Все глубже и глубже проникает он туда.
 
 Ф.Юнгер

* * *

Могущественный импульс Фридриха Ницше обратил меня к изучению религии Диониса.
 
 Вяч.Иванов.


 [Зороастризм играл важную роль в формировании персидского суфизма]




*


[Возможная связь: Ницще  ("Так говорил Заратустра") и дионисийство / суфизм, особенно персидская традиция опьяненности, связанная с зороастризмом. Также: Халладж - жертва и божество тождественны]


То, что с босяцким самодовольством выговаривал Штирнер, исходя из тожественной посылки, Ницше колеблется изречь: порой мы встречаем в его текстах точки — там, где связь мысли подсказывает: «я — бог». Итак, это положение было для него неизреченным и мистическим: еще владел им Дионис. Ибо религия Диониса — религия мистическая, и душа мистики — обожествление человека, — чрез благодатное ли приближение Божества к человеческой душе, доходящее до полного их слияния, или чрез внутреннее прозрение на истинную и непреходящую сущность я, на «Самого» в я («Атман» браманской философии). Дионисийское исступление уже есть человекообожествление, и одержимый богом — уже сверхчеловек...
<...>
Но особенность Дионисовой религии составляет отожествление жертвы с богом и жреца с богом. Типы богоборцев в круге дионисийских мифов сами приемлют Дионисов облик. Страдая, они мистически воспроизводят страдания от них пострадавшего.

 Вяч.Иванов. Ницше и Дионис. Источник"...связь мысли подсказывает: «я — бог»
...особенность Дионисовой религии составляет отожествление жертвы с богом и жреца с богом" - напоминает историю суфийского мученика Мансура ал-Халладжа, который провозгласил "Я - Истина (бог)".

Выглядит как некий повторяющийся сюжет, архетип илиметафора, окрашивающая жизненный путь и учение некоторых мистиков.


* * *


[Воспитательная функция Диониса. Дионис и празднество]


"...боги, из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки
от этих трудов ... празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса, как участников
этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах".

Платон. Законы // Платон. Соч. в 3т. Т. 3, ч. 2.М., 1972.С. 117


* * *


Сопоставление Диониса с Хизром:
 Для понимания миссии Александра по семантическому стягиванию  «вселенной» в единое целое весьма значительна и фигура Диониса. Начиная с Геродота в античной историографии утверждаются представления об особых, пространственно-собирательных функциях Диониса, олицетворявшего собой «критерии грецизации» осваиваемых греками чужих земель. Дионис, как легендарный предок и покровитель Александра, размыкая границы, семантически упорядочивает представления о географическом и сакральном пространствах. Представления греков о пространстве географическом совпадали с представлениями о царской/божественной власти. Александру удалось переступить границы, установленные «Гераклом и Отцом Либером» (3) (Юст., 4, 21), и тем самым преодолеть границы мифологической картины мира и вступить в пределы собственно истории. Божественная вечность отступала под натиском богочеловеческого времени Александра. Вездесущему страннику Дионису надлежало стать символом перехода к освоению новых ценностей. Позднее этот сюжет повторился в мусульманской версии, где место Диониса рядом с Александром/Искандаром занял Хизр – покровитель путников в исламе. Сближение, как мы видим, совсем не случайное, логически и типологически выверенное.
 
 Шариф Шукуров.
 Александр Македонский и начала современного мира



Хизр (или Хызр) - весьма важный персонаж в суфийской мифологии.


* * *


Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. <…> Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом. Александр Мень. «История религии»


* * *


ПЛУТАРХ. О плотоядении, I, 996 С: Миф о страстях Диониса и его расчленении, о дерзновенном покушении Титанов на него и об их наказании и испепелении молнией, после того как они вкусили мертвой плоти, в аллегорической форме говорит о новом рождении [палингенесии]. Иррациональную, неупорядоченную и склонную к насилию часть [нашего существа], поскольку она не божественного, а демонического происхож­дения, древние назвали Титанами; именно эта часть несет наказание и справедливое возмездие.
Отсюда


* * *


Отражение Бога в мире: Дионисий и хадис  "Спрятанное сокровище"


Абсолютная Реальность, или Бог, скрыта, но постепенно проявляет себя. Об этом говорится в хадисе (речении Пророка) <Спрятанное сокровище>, одном из наиболее часто цитируемых хадисов в суфийской литературе. Хадис раскрывает причину возникновения мира. Он объясняет эволюцию Вселенной как процесс открытия, познания Богом самого Себя при помощи человека: Давид (мир ему ) сказал: "О Господь, почему Ты побудил творение к существованию?" Господь ответил: "Я был сокрытым сокровищем. Я захотел быть узнанным и потому сотворил все тварное". В переложении Руми: Он был потаенной сокровищницей, столь переполненной, что Он излился вовне, Передав праху больше сияния, чем даже небесам

«Когда Дионис запечатлел своеотображение в зеркале, то последовал за ним, и таким образом раздробился на Вселенную, а Аполлон его собирает воедино и восстанавливает». Именно зеркало становится тем атрибутом Диониса, который обеспечивает его демиургическое воздействие на мир: «Гефест сделал зеркало для Диониса, отразившись в котором и рассмотревши в котором свое изображение, этот бог эманировал во всецелую делимую демиургию». В дионисийской мифологии, таким образом, зеркало имеет двоякую функцию: оно символизирует растворение бога в мире (пожирание Загрея титанами), и сохранение его внутреннего единства в бесконечном многообразии эманаций.

<...>

В более поздней традиции, например, у того же Нонна Панополитанского, сам Дионис представляется зеркалом всех зеркал, принимающее в себя свои собственные «тенеподобия» и «отображения».

О.А.Чулков. «ЖИВЫЕ ЗЕРКАЛА». МИФОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА ОТРАЖЕННОГО ОБРАЗА.Источник


* * *


Связь с индоевропейской традицией (то есть Ираном в том числе).


"... рассмотренные элементы прадионисийских верований и религиозных действий в эллинстве оказываются древнейшим индоевропейским наследием. Есть и еще черта сходства, указывающая на глубокую общность с индийской религией тех предпосылок,  которые легли в основание эллинской рецепции дионисийского оргиазма. Жертвоприношения, связанные с возлиянием сомы, представляют замечательные совпадения с особенностями дионисийской жертвы: мы говорим об отождествлении жертвы и бога в культе Агни".


В.Иванов. Дионис и прадионисийство.СПб.,1994.Стр.274.



Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100