Возможно, что некоторым 4П-чикам известно имя Рене Домаля.
Из статьи "О начале понимания индийского искусства поэзии", 1940-й год:
Первое знание, которое требуется получить, - это знание болезненное и настоящее, знание о моей тюрьме. Первая действительность, которую требуется испытать, - это мое невежество, мои суетность и тщеславие, моя расслабленность, то есть то, что держит меня в тюрьме. И когда я снова разглядываю те сокровища, которые путем интеллекта до меня донесла Индия, я понимаю, почему эти послания остаются для нас неуслышанными.
К этим древним и живым истинам мы подходим с установками нашей современной европейской психики, и потому мы их понимаем превратно.
Современный западный человек считает себя зрелым и завершенным, и полагает нужным до самой смерти то накапливать,то расходовать «материалы» (деньги, витальные силы, сведения и умения), причем без того, чтобы эти изменения затрагивали то, что называется «я». Индус же видит в себе некую вещь для улучшения, ложность взглядов для исправления, соединение субстанций для преобразования, множественность для приведения к единству.
У нас познанием называют специфически умственную деятельность. Для индуса в познании обязаны участвовать все возможности и функции человека.
Мы называем прогрессом познания приобретение новых сведений о вещах, которые мы можем ощутить или о которых мы можем слышать чьи-то речи, и наши восприятие и логика суть средства для такого приобретения. В индусском понимании прогресс познания – это совершенствование самих умений воспринимать и логически осмысливать, и тем самым органическое достижение новых способностей познания.
Мы считаем, что знать означает мочь и предвидеть. Для индуса это становиться и преобразовываться.
Наш экспериментальный метод мнит, что он приложим ко всем объектам, - кроме «себя», этот «объект» отбрасывается в сферу философских спекуляций или религиозной веры. Для индуса «я сам» - это первый и последний, это основной и единственный объект знания, причем знания не только экспериментального, но и преобразовывающего.
У нас все люди считаются равными по бытию и различаются по степени обладания – обладания внутренними качествами и достигнутыми умениями. Индус признаёт иерархию в человеческом бытии, гуру не только более учён и более искусен, чем ученик, но он существеннейшим образом больше ученика. И именно поэтому в Индии остаётся возможной непрерывная передача истины.
Наконец, для Запада познание – это деятельность отдельная, независимая (пусть даже только в воображении) от остальных. Для индуса достижение знания, будучи изменением человека как такового, подразумевает изменение всех его действий и качеств, то есть изменение способа жить.