Истории о жизни Газали
1)Однажды знаменитый имам Мухаммад, старший брат Ахмада, сказал ему с упреком: "Самые разные люди со всего света приходят в этот город, чтобы помолиться под моим руководством, считая это благословением в этом мире и заслугой для мира иного. А ты - родной брат и близкий соратник - никак не соблаговолишь присоединиться ко мне во время молитвы".
"Если ты в качестве имама сможешь искренне возносить молитву до самого конца, то я буду счастлив молиться под твоим руководством", - ответил Ахмад.
Когда наступило время дневной молитвы, имам Мухаммад выступил вперед, чтобы возглавить ее. Некоторое время Ахмад молился вместе с ним, но затем внезапно прервал молитву и подошел к группе своих друзей, с которыми и молился до конца. По окончании молитвы имам Мухаммад подошел к Ахмаду и стал его отчитывать.
"Я молился до тех пор, пока ощущал, что тот, кто возглавляет молитву, искренен. Но когда имам отлучился в стойло,
чтобы напоить своего осла, я не смог более молиться под его руководством", - сказал Ахмад.
"О Боже! - воскликнул Мухаммад, - у Тебя поистине есть "соглядатаи сердец"! Мой брат сказал правду. Во время молитвы я внезапно вспомнил, что забыл напоить своего осла".
2)"Ты был бы настоящим познавшим (ариф), - сказал однажды имам Мухаммад, - если бы прилагал больше усилий в
соблюдении религиозного закона (шариат), о дорогой брат".
"Ты на самом деле был бы истинно познавшим, - ответил наставник Ахмад, - если бы стремился постичь гнозис Божественной реальности (хакикат)".
"Думаю, что я в авангарде воинов на поле битвы Божественной реальности, - сказал имам.
"Потакание своему воображению и высокомерию - негодный товар на рыночной площади, где торгуют тайнами", сказал мастер.
"Нужен кто-нибудь, кто рассудит нас", - таков был ответ.
"Только Пророк ислама - настоящий судья",- объявил мастер.
"Как же нам увидеть его? - спросил имам, - Как нам услышать его?"
"Если тот, кто хочет увидеть его или услышать, неспособен сделать это, - сказал мастер,- то он не обладает и
крупицей способности распознать Божественную реальность".
Эти слова задели имама до глубины души, и сердце его воспылало ревностью. В конце концов он согласился на то, чтобы их рассудил Пророк.
Когда пришла ночь, каждый из них уединился для совершения молитв и созерцания.
Не в силах больше сдерживаться, имам разрыдался, им овладело еще большее смятение, он искал спасения от упреков и стыда, смиренно обращаясь к Пророку.
Вдруг перед глазами имама возникло сияние и он увидел Пророка, входящего в дверь его кельи в сопровождении спутника. Пророк ободрил его, подтвердив, что имам все же обладает способностью к постижению Божественной реальности. В руках спутника был накрытый платком поднос. Спутник приподнял платок за один из уголков, и под ним оказалась горка фиников. Он положил несколько плодов в руку Мухаммада.
Имам пришел в себя. Видение рассеялось, но в его руке осталась горстка фиников. Вспыхнув от радости и восторга, он
вскочил и устремился к келье мастера, где принялся колотить в дверь.
Оттуда раздался голос мастера: "Стоит ли так хвастаться всего лишь парой фиников?!"
Он попенял своему брату за то, что тот придает такое значение своему видению, Пораженный его словами, имам пришел в сильное замешательство.
Когда брат открыл дверь, он ворвался внутрь, протестуя: "Раз ты знаешь о моем видении, почему умаляешь честь,
оказанную мне Пророком?"
"Только потому, что этот грешник [т.е. сам Ахмад] заискивал перед Пророком, чтобы тот оказал тебе милость и даровал немного фиников. Если хочешь доказательств, поищи поднос вот на той полке".
Когда имам подошел ближе, он увидел тот же самый поднос, который держал в руках спутник Пророка, тот же уголок
платка был приподнят и там не хватало нескольких фиников. Оставшиеся плоды все так же лежали на подносе.
Имам понял, что его видение - результат благодати наставника.
3)В Тарих-и-Багдад Ибн Наджар рассказал следующую историю.
Однажды во время одной из проповедей Ахмада чтец Корана произнес айят, в котором Бог обращается к верующим: "О рабы Мои, которые преступили...".
Газали дал собственное толкование, прочитав "о Мои влюбленные" вместо "о рабы Мои", и сказал: "На стоянке любви к
Возлюбленной я терплю порицания, которые множатся против меня и обвинения моих врагов, что я развращен. Я не слушаю, когда меня зовут по имени, но отвечаю, когда меня называют "рабом Возлюбленной".
4)В краткой биографии, приведенной в Мират-ал-джанан ("Зерцало сердца"), Йафии (будущий мастер в той же цепи
духовной преемственности, что и Газали, а также наставник Шаха Ниматуллы) рассказывает о том, какое влияние
оказывало на слушателей красноречие Ахмада и его риторический талант: знаменитый Султан Махмуд из Газны однажды был настолько впечатлен, что подарил Ахмаду тысячу динаров. Совершенная форма его речей соответствовала глубине содержания. Также он был известен своими чудесами. Он много странствовал, служа суфиям везде, где бы ни бывал. Когда в конце концов он завершил свои странствия, то привлек и обучил множество учеников.
5)Хафиз Салафи рассказывает, что ему довелось посещать беседы, которые мастер проводил в Хамадане. Чтобы
познакомиться с мастером, он пришел в ханаку, и они в итоге стали близкими друзьями. Он считал мастера одним из
самых сведущих людей, которых когда-либо встречал. Мастер обладал глубокими познаниями в богословии, хорошо знал право и другие науки.
6)Во время одной из бесед мастера попросили объяснить, что значит высказывание Али Абу Талиба: "Пусть даже
поднимется завеса, моя уверенность ничуть не возрастет", - в то время как на вопрос Авраама, адресованный Богу:
"Покажи мне, как ты воскрешаешь мертвых", - Бог спросил: "А разве ты не уверовал?" - а Авраам ответил: "Да, но..."
Д-р Джавад Нурбахш
Мастер суфийского братства ниматуллахи
Месяц бахман 1352/февраль 1973
"Саваних. Наития влюбленных" А. Газали
(отрывок из предисловия к персидскому изданию, включенному только в русское издание, Риэлетивеб, 2013 г.)