Что мы называем смертью? Момент, покидания тела, его распад или неизвестность будущего бытия или небытия? Какого из этих этапов мы боимся? По Ведам, кажется, и в суфизме тоже, страх возникает из-за того, что ум (сознания) отождествляет себя с телом, чтоб ослабить страх, необходимо ослабить эту связь ума с телом, постараться перенести центр своего я ближе к его Источнику. Для этого нужна духовная практика в выбранной традиции. Просто разговоры о ней малоэффективны.
Н.м.в. следует различать 2 вида страха смерти: (1) как знание того что ты когда-то умрешь, и (2) из-за опасности умереть прямо сейчас.
Знание того, что ты когда-то умрешь не очень пугает. Но можно сходить к какому-нибудь ясновидцу и он назовет дату твоей смерти. Тогда это впечатляет и возникает не то чтобы боязнь смерти, но немного другой взгляд на жизнь.
Опасность умереть прямо сейчас это совсем другое. Представьте себе внезапно вылетающий на вас автомобиль. Или гуляя одному (одной) по парку выйти на аллею, где вас окружает свора бездомных собак... Страх смерти сопутствует некоторым сердечным заболеваниям. Например, у человека есть аритмия (выпадают сердечные сокращения). И он знает, что, в принципе, сердце может вообще остановиться, а он пару минут еще будет продолжать жить. Интересное ощущение - представить себя с остановившимся сердцем и подумать, что же в такой ситуации делать.
Мысль о том, что страх смерти исходит из физического тела приходит в голову любому, кто слышал о делении на физическое и астральные тела. Но я бы хотел напомнить цитату из Гурджиева:
Сначала на самих планетах «второе-существенское-тело», т.е. тело Кесджан, вместе с «третьим-существенским-телом» отделяется от «основного-планетного-тела» и, оставив это планетное тело на планете, они оба вместе поднимаются в ту сферу, где имеют место сосредоточения те космические вещества, из локализаций которых возникает тело Кесджан существа.
...
Если же к моменту наступления окончательного процесса священного Раскуарно в таких космических возникновениях еще не была достигнута разумность требуемой градации священного измерителя разумности, то тогда эта «высшая-существенская-часть» должна была существовать в сказанной сфере до тех пор, пока она не усовершенствуется разумностью до требуемой градации.
Нельзя здесь не отметить о том объективном ужасе, который происходит с такими уже возникшими, но, благодаря всяким Свыше непредвиденным результатам в новых космических процессах, еще не усовершенствованными до необходимой градации разумности «высшими-существенскими-частями».
Я думаю, комментарии не нужны.