Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Арлекин ибн Иблис  (Прочитано 1030 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

годидзе

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Арлекин ибн Иблис
« Ответ #1 : 24 ФХЪРСап 2014, 14:53:23 »
Были времена, когда мудро-глупый и находчиво-забывчивый персонаж комедия дель арте, проворный и медлительный слуга двух господ, воздыхатель Коломбины, обладатель палки для битья и характерного костюма, сшитого из разноцветных лоскутков, черной маски и шляпы с пером, возглавлял группу волосатых граждан с копытами и хвостами, и преследовал заблудшие души, чтобы утащить их в ад. Слово herlequin появилось в средневековых хрониках еще в XI в. и означало "чёрт" или "дьявол", а вся банда именовалась familia herlequin.


Морис Санд. Арлекин

Когда Арлекина изображают в костюме из черно-красных ромбов, как у Сезанна, то это отсылка именно к его первоначальному роду деятельности. Большая перемена в карьере случилась в XVI веке, когда вместе с работой он сменил прописку: итальянские актеры превратили французского черта в театрального персонажа комедии дель арте, украсили его одеждой из разноцветных ромбов и заставили служить двум господам. О прежних его проделках теперь напоминают только черная маска и дубина. Вершиной демонической карьеры стало его упоминание в "Божественной комедии" Данте под именем Аликино (в переводе Лозинского - Косокрыла), короля мертвых, где он, как и встарь, заправлял демонами в восьмом круге ада.


Гюстав Доре. Иллюстрация к XXII песне «Божественной комедии» — «Аликино ловит убегающего грешника Чамполо»

Однако избавиться от мрачного прошлого навсегда бывшему мистериальному чёрту не удалось. Зрителю постоянно намекали, что простить — не значит забыть, и итальянские ярмарочные балаганы украшались мертвецами, встающими из могил и паяцем в треугольной шляпе с подписью: “Арлекин, повелитель Фауста во тьме адской”.



Пришелся ко двору бывший чёрт и в России. Естественно, как выходца из социальных низов (из преисподней в переносном смысле и из сельской местности под Бергамо в прямом) и бывшего лакея двух господ, его определили в пролетарии. Таков русский Арлекин начала XX века — мрачная узкая щель в черной маске выглядит как бойница, палка обернулась молотком, легкомысленная шляпа с перышком сменилась чугунным горшком, кровь на руках, ногах и голове предвосхищает невеселое будущее для представителей класса эксплуататоров. До революции оставалось несколько лет, и этот Арлекин приближалал ее семимильными шагами, а он знал толк в наращивании темпа: ярмарочная пьеса "Арлекин — повелитель людоедов, или Семимильные сапоги" впервые была сыграна еще в 1720 году, а главный герой в ней был каторжником, бубновым валетом.


К. Малевич. Внимательный рабочий (эскиз к театральным декорациям, 1913)

Каторжник — не последнее амплуа трикстера Арлекина. У того же Малевича он выступает в роли турецкого воина с кривым ятаганом вместо палки (был молот, теперь серп). Ромбы переезжают с одежды на лицо и колени, но разноцветная одежда паяца все еще на нем. Название спектакля, к которому создает иллюстрации Малевич, — "Победа над солнцем". Для бывшего демона, ныне воинственного крестьянина с угнетенного Востока, такой поворот вполне уместен.


К. Малевич. Турецкий воин (эскиз театральных декораций, 1913)

Не следует, однако, забывать, что речь идет о слуге двух господ. Фигурки с ромбиками вместо головы известны со времен палеолита, так что Малевич не был тут пионером. Ромб с костюма пронырливого бубнового валета — один из самых древних сакральных символов. Предполагается, что древний орнамент, состоящий из ромбов, изображает возделанные земельные участки и служит символом божества земли, то есть символом и смерти, и плодородия. Более того, в христианской иконографии ромб отсылает к фигуре Богоматери или самого Христа, который иногда изображается являющимся из ромбообразной мандорлы. Не удивительно, что в гадальных картах бубновый валет означает благую весть.

Провинциальный чёрт добивается успеха и на театральном поприще, приобретая здесь все более божественные черты. “Шут на пиру, описанном Лукианом, пляшет, кривляется и ломается, выворачиваясь, искажаясь... Он ломает себя сам (а не окружающие разламывают его члены), выворачивает свои члены сам (а не окружающие калечат его), имитирует, глумится над присутствующими (а не они над ним)” (О. Фрейберг). В приговоренного к смерти Арлекина стреляют из пушки, и он распадается на части. Части размалывают в кофейной мельнице, и из нее выходит Арлекин с маленькими арлекинчиками. Его разрубают на части, и он оживает. Сам его костюм подсказывает идею его расчленения. Эту часть карьеры Арлекина тоже можно считать успешной — мало-помалу он оказывается в одной компании с Осирисом, Христом и сонмом других богов и божков, переживающих очистительную смерть и воскресение.


Сезанн. Арлекин (1888)

Все сказанное выше, в общем-то, хорошо известно. Куда менее исследован вопрос о персидском "кузене", если не "родном брате" Арлекина, да и вообще связи европейского жанра комедия дель арте с театром Востока. Самое известное театрализованное представление в Иране —  тазийе (оплакивание), ежегодно проводящееся в рамках прогрессивного возвращения в мрачное средневековье в день смерти имама Хусейна. Эти действа представляют собой смягченную театрализованную форму обычных народных шествий, сопровождаемых добровольным экстатическим членовредительством. Такого рода жанр мало чем отличаются от сцен страстей христовых, которые разыгрывались в средневековой Европе, где в свое время из страстных представлений родилась европейская комедия дель арте. В Иране все случилось наоборот: нынешнее тазийе восходит к театральному жанру под названием ру-хози, у которого довольно много общего с комедия дель арте.

Как и для комедии дель арте, для ру-хози характерны музыкальное сопровождение, танцевальные номера, обязательная импровизация, устойчивый набор персонажей и основных сюжетов и нетребовательность к декорациям. В комедия дель арте обычно обыгрывался канонический любовный сюжет — молодые влюбленные, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды. А вот типичный сюжет ру-хози: к юному принцу, наследнику короля могущественной страны, приходит бродячий дервиш, который показывает ему портрет прекрасной принцессы из королевства за тридевять земель. Вопреки желанию отца принц отправляется в путь в сопровождении чернокожего слуги — шута и наперсника. В странствии они встречают множество преград и препятствий, но все они преодолеваются благодаря мудрости и прозорливости слуги. Они пересекают семь морей и семь гор, сражаются с драконами, зверями и ядовитыми змеями, приближаясь к возлюбленной принца. Тем временем принцесса, которой тот же дервиш показал портрет принца, стенает от любви, заламывает руки и ждет суженого, который об этом еще не знает. Так с шутками-прибаутками Дурака принц добирается до принцессы, они играют свадьбу, становятся королем и королевой и живут, как водится, долго и счастливо. В других случаях разыгрывались сценки из жизни простых смертных, и в них обязательно участвовали пожилой хаджи, его жена, их дочь, ее жених и обязательно ловкий слуга — сийах (черный).

Характерные приметы сийах — это черный цвет кожи, низкое происхождение из бывших эфиопских рабов, сильный характерный акцент (Арлекин смешит публику своим бергамским выговором). Он не лезет за словом в карман (Арлекин тоже известен своим остроумием), постоянно критикует своих господ и мулл, много и грубо ругается (как и бывший крестьянин Арлекин), умудряется служить двум хозяевам и выручает их из самых разных затруднительных ситуаций. Чтобы сыграть сийаха, актер обязательно использовал черный грим, а классический Арлекин — черную маску.


Иблис

В XVI веке, в то же время, когда комедия дель арте расцветает в Европе, ру-хози уже хорошо известно в Иране. Есть ли между ними прямая связь, неизвестно, но маловероятно. Зато у обоих видов ярмарочных представлений есть собственная история, восходящая к одному источнику — древнегреческому театру. На персидское театральное искусство оказала влияние и другая древняя традиция — индийская, а на развитии европейского театра сказались Древний Рим и по меньше мере тысяча лет Средневековья. Что касается заимствований, то некоторые исследователи полагают, что некоторые канонические сюжеты комедия дель арте были почерпнуты из сказок "Тысяча и одной ночи".

Чтобы окончательно записать Сийаха в родственники Арлекина, нужна еще одна важная деталь биографии — инфернальное происхождение. И здесь можно вспомнить, что в персидской изобразительной традиции черный цвет зарезервирован за нечистой силой — дивами, демонами и самим Иблисом: в основном черные рабы поставлялись в Иран из Эфиопии, где расположены целых два действующих до сих пор вулкана — Эрта Але и Даллол, издревле считавшихся "вратами ада".

Однако роль Иблиса, джиннов и демонов в персидском суфизме, который буквально пропитывает культурную традицию Ирана, не так однозначна, как в христианской Европе: некоторые выдающиеся суфии признают Иблиса величайшим влюбленным в Бога, который не склонился, подобно другим ангелам, перед человеком из-за ревностности своей любви к Божественному возлюбленному. Соответственно, и демоны нередко изображались с атрибутами дервишей. Например, в персидском зодиаке IX века чернокожий демон изображен почти на всех миниатюрах. Вот он с дубиной в руках (обязательный атрибут Арлекина в комедия дель арте).


Египетская рукопись XIV-XV вв. с изображением персидского зодиака IX в. (Телец)

Здесь он появляется уже с топориком, неотъемлемым атрибутом бродячих дервишей, а на одежде появляется ромбовидный узор.


Персидский зодиак. Весы

Здесь на голове танцующего демона возникает особая дервишеская шапочка — тадж (корона).


Персидский гороскоп. Стрелец

Наконец, стоит упомянуть еще одну деталь, указывающую не столько на родство двух театральных жанров, сколько на странное, едва уловимое сходство атрибутов из таких разных областей, как итальянская комедия дель арте и персидский мистицизм, а именно костюма Арлекина и дервишеской хирки, скроенных из заплат. Лоскутная хирка символизирует, среди прочего,  самоотреченную духовную нищету дервиша и преданность наставнику, а пестрый костюм Арлекина — приобретение магических свойств через добровольную смерть и воскресение ради услужения хозяину.



Карта "Дурак" занимает особое положение в Таро, потому что ей не присвоено какого-либо числа — ее ключевым значением является Ноль. Иногда ее относят к началу старшего аркана, иногда к концу. Дурак олицетворяет одновременно начало и за­вершение мистических поисков.
« Последнее редактирование: 02 пЭТРап 2015, 15:40:35 от годидзе »

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100