Традиционализм как движение изначально находился в оппозиции к современному миру и, по словам Марка Сэджвика, представлял собой не религиозное, а скорее философское явление, которое, тем не менее, значительно отличалось от всех прочих уже по той причине, что традиционалисты любили мудрость (философия как «любовь к мудрости») особого рода. Они знали ее под именем Philosophia Perennis (Вечная Философия), или просто Sophia Perennis. Здесь мы встречаем фигуру Софии, важнейшую и для русской мысли. Философ Владимир Соловьев был избранником Софии, явленной ему во вдохновляющих визионах как подтверждение, что он приближается к божественному, непреходящему, вечному. Отверждение современного мира (который «существует лишь в отрицании традиционной и сверхчеловеческой истины»), характерное для традиционализма, есть прямое наследие платоновской философии. Как писал Соловьев: «Мы видели, что исходная точка платонизма есть отрицание действительности как подлинного бытия, как истины. Платон признает данную действительность, противополагает ей мир истинного, должного». В 1920-е годы европейские традиционалисты любили цитировать Генона: «если бы все поняли, что представляет собой современный мир на самом деле, он немедленно прекратил бы свое существование». Другой русский мыслитель, С.Франк, признавался, что основой его мировоззрения является не что иное, как Philosophia Perennis.
Об истоках понятия (Philo)Sophia Perennis Сейид Хоссейн Наср пишет следующее: «Термин Philosophia Perennis не был, вопреки утверждению Хаксли, впервые употреблен Лейбницем, цитировавшим эти слова в широко известном письме Ремону в 1714 г. Более вероятно, что впервые термин был употреблен Агостино Стеуко (1497-1548), философом и теологом эпохи Возрождения, монахом-августинцем. Хотя термин отождествляется с множеством разных школ, в том числе школой схоластиков, особенно фомистской школой, и платонизмом в целом, это более поздние ассоциации, в то время как по Стеуко он тождественен непреходящей мудрости, охватывая как философию, так и теологию, а не просто связан с какой-то одной школой мудрости или мысли». Отсюда становится ясно, почему Марк Сэджвик ищет корни традиционализма в платонизме эпохи Ренессанса. Philosophia Perennis формирует «золотую цепь» (catena aurea) или эйдетическую цепь, представленную такими мудрецами, как Зороастр, Гермес Трисмегист, Орфей, Пифагор, Ямвлих, Платон, Прокл, Плотин, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и другими. Без Philosophia Perennis традиционалистская школа (Генон, Шуон, Кумарасвами, Эвола, Буркхардт, Лингс, Наср) непредставима и невозможна.
Все религиозные учения являются манифестациями Philosophia Perennis (соответственно, мы можем говорить о концепции религиозного плюрализма), тогда как Традиция представляет собой инициатическую «передачу» вечных и неизменных принципов, духовного наследия человечества, сохраняемого на всех этапах развертывания иероисторического процесса. Чем, в таком случае, является традиционализм? Традиционализм занимается изучением вечных принципов, обнаруживая их в религиозных учениях и философских системах древности. Кроме того, традиционализм есть активная позиция, подразумевающая бунт против современного обезбоженного мира и царящей в нем десакрализации. Фундаментальными трудами, строго необходимыми для любого традиционалиста, можно назвать «Кризис современного мира» Рене Генона, а также «Восстание против современного мира» и «Оседлать тигра» Юлиуса Эволы.
Н.Сперанская