Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Традиционализм: Универсальная философия или "Всемирная философия"  (Прочитано 3664 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Фибоначи

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2417
  • Reputation Power: 64
  • Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!
    • Просмотр профиля
Я лично могу подтвердить правильность этих слов. За свою жизнь я попробовать различные традиции и все они имеют различный опыт реализации. Я занимался йогой-тантрой, православным исихазмом, шаманизмом, это из древних традиций, из современных это европейский оккультизм, четвертый путь, дискордианство. Не то что я все там постиг до конца, но кое что попробовал и у меня нет сомнений лично что опыт различный во всех случаях.

Фибоначи

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2417
  • Reputation Power: 64
  • Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!
    • Просмотр профиля
Интересная статья, мне вот это особенно понравилось:

"Отстаивая безосновательность утверждения о тождестве предельной точки реализации, хотелось бы отметить, что даже, казалось бы, незначительные изменения в догматике приводят к колоссальным различиям в религиозном опыте. Вспомним к примеру проблему «Filioque».[xi] В результате этого добавления в Символ Веры, Св. Дух, заведующий духовной жизнью человека, непозволительно сближается с чувственным миром и, таким образом, «чувственный элемент вносится в духовную жизнь, в молитвенную практику. В этом состоит сущность католической мистики, которая, с точки зрения строгого Православия, есть прелесть».[xii] Отрицание же католиками нетварности божественных энергий обусловливает невозможность обожения (теозиса). А что уж говорить о восточных манифестационистских религиях, которые признают единосущность Бога, который к тому же безличен, и человека? Догматика непосредственно связана с мистикой, одно неотделимо от другого – изменяя одно, мы получаем иной мистический опыт, и наоборот. На этой тесной связи настаивал выдающийся богослов XX в. Владимир Лосский."(с)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог

Критика универсализма Рене Генона


https://vidya613.wordpress.com/2016/05/17/критика-универсализма-рене-генона/

* * *

Сходную мысль о "мнимом единстве религий" высказывал и Шуон.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Традиционализм как движение изначально находился в оппозиции к современному миру и, по словам Марка Сэджвика, представлял собой не религиозное, а скорее философское явление, которое, тем не менее, значительно отличалось от всех прочих уже по той причине, что традиционалисты любили мудрость (философия как «любовь к мудрости») особого рода. Они знали ее под именем Philosophia Perennis (Вечная Философия), или просто Sophia Perennis. Здесь мы встречаем фигуру Софии, важнейшую и для русской мысли. Философ Владимир Соловьев был избранником Софии, явленной ему во вдохновляющих визионах как подтверждение, что он приближается к божественному, непреходящему, вечному. Отверждение современного мира (который «существует лишь в отрицании традиционной и сверхчеловеческой истины»), характерное для традиционализма, есть прямое наследие платоновской философии. Как писал Соловьев: «Мы видели, что исходная точка платонизма есть отрицание действительности как подлинного бытия, как истины. Платон признает данную действительность, противополагает ей мир истинного, должного». В 1920-е годы европейские традиционалисты любили цитировать Генона: «если бы все поняли, что представляет собой современный мир на самом деле, он немедленно прекратил бы свое существование». Другой русский мыслитель, С.Франк, признавался, что основой его мировоззрения является не что иное, как Philosophia Perennis.


Об истоках понятия (Philo)Sophia Perennis Сейид Хоссейн Наср пишет следующее: «Термин Philosophia Perennis не был, вопреки утверждению Хаксли, впервые употреблен Лейбницем, цитировавшим эти слова в широко известном письме Ремону в 1714 г. Более вероятно, что впервые термин был употреблен Агостино Стеуко (1497-1548), философом и теологом эпохи Возрождения, монахом-августинцем. Хотя термин отождествляется с множеством разных школ, в том числе школой схоластиков, особенно фомистской школой, и платонизмом в целом, это более поздние ассоциации, в то время как по Стеуко он тождественен непреходящей мудрости, охватывая как философию, так и теологию, а не просто связан с какой-то одной школой мудрости или мысли». Отсюда становится ясно, почему Марк Сэджвик ищет корни традиционализма в платонизме эпохи Ренессанса. Philosophia Perennis формирует «золотую цепь» (catena aurea) или эйдетическую цепь, представленную такими мудрецами, как Зороастр, Гермес Трисмегист, Орфей, Пифагор, Ямвлих, Платон, Прокл, Плотин, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и другими. Без Philosophia Perennis традиционалистская школа (Генон, Шуон, Кумарасвами, Эвола, Буркхардт, Лингс, Наср) непредставима и невозможна.
Все религиозные учения являются манифестациями Philosophia Perennis (соответственно, мы можем говорить о концепции религиозного плюрализма), тогда как Традиция представляет собой инициатическую «передачу» вечных и неизменных принципов, духовного наследия человечества, сохраняемого на всех этапах развертывания иероисторического процесса. Чем, в таком случае, является традиционализм? Традиционализм занимается изучением вечных принципов, обнаруживая их в религиозных учениях и философских системах древности. Кроме того, традиционализм есть активная позиция, подразумевающая бунт против современного обезбоженного мира и царящей в нем десакрализации. Фундаментальными трудами, строго необходимыми для любого традиционалиста, можно назвать «Кризис современного мира» Рене Генона, а также «Восстание против современного мира» и «Оседлать тигра» Юлиуса Эволы.


Н.Сперанская
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Тихон

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1354
  • Reputation Power: 28
  • Тихон barely matters.Тихон barely matters.
    • Просмотр профиля

Первым лучиком нового понимания была мысль Августина о благой природе сотворенного мира: "Всякая природа, которая может стать лучше - хороша".


По Августину, несовершенство мира непременно преодолевается, поэтому всякое зло возможно лишь как этап.


Это вовсе не новое понимание. Это - ВЕЧНОЕ (и потому изначальное) понимание.
Августин даже и сформулировал это не слишком оригинально. Да и не стремился к этой оригинальности, - ибо зачем она, эта оригинальность, нужна.


wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
На мой взгляд, столь же, если не более, значимым маркером традиционализма, как отношение к свободе личности, является отношение к истине, точнее - к истине и благу в историческом времени.


Традиционалистское мышление всегда мыслит истину и благо оставшимися в прошлом, вблизи Истока всего. Мир сотворен и Творец отошел в сторонку, став просто судьей.


Удаляясь от истока, мир может только ухудшаться, истина-благо утрачиваться. Хранителем истины-блага и оказывается Традиция.
Истину невозможно просто искать, - надо искать ее хранителей, тех, кто знает, - жрецов, посвященных, "старцев".


Новации и открытия в традиционалистском мире почти невозможны. Новаторы вынуждены подавать свои идеи как возвращение к традиции, восстановление ее в прежней чистоте.


Традиционалистское понимание мира созвучно личному опыту человека, - он стареет болезней становится больше, хлеб и масло - хуже и дороже, всё лучшее остается в прошлом. Логично полагать, что так устроен мир.


Первым лучиком нового понимания была мысль Августина о благой природе сотворенного мира: "Всякая природа, которая может стать лучше - хороша".


По Августину, несовершенство мира непременно преодолевается, поэтому всякое зло возможно лишь как этап.


Так тихо, незаметно в мир пришла идея развития как блага, идея прогресса.
И всюду, где она появлялась, она начинала работать.




Из ФБ. Ссылка
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

alton

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 705
  • Reputation Power: 13
  • alton has no influence.
    • Просмотр профиля
Изменить понятие о божественности - это одно, а вот утратить связь с божественностью - это совсем другое.


Вначале в центр мироздания вместе с божественным был поставлен человек, затем под красивым соусом гуманизма божественное было задвинуто в угол и оставлено за ненадобностью. Духовные законы заменили на юридические и восславили "демократию", как эрзац Традиции. "Все смешалось в датском королевстве". А тут и материальная наука подоспела, чтобы своим поверхностными достижениями поднять самооценку у нервного хомо сапиенса, совесть которого стала все больше обличать его падение. 


Когда же с Традицией было благополучно покончено и духовные корни высохли, все само-достижения хомо сапиенса, как и следовало ожидать, обратились против него. Демократия превратилась в паскудную коррумпированую вседозволенность (среднеарифметическое суммы нулей всегда ноль), наука вышла из-под контроля и, уничтожая среду, скоро уничтожит и самого человека.


Призрак гуманизма много кого обманул и обманывает до сих пор, но только не Генона.


И пока человек не вернется под сень Традиции, деградация будет только нарастать.
Хотя, если принять тот факт, что на улице Кали-Юга, то, возможно ничего уже и не сделать. Остается встраиваться в потоки зарождающейся новой эры, оставив попытки изменить что-то масштабно. Как говорится, с зимой ничего не поделаешь до весны. Так, пересидеть в шубах в локально-отапливаемых домах.


Вообще, весь этот процесс деградации легко понять, пронаблюдав его в собственной душе. Если поставить свои интересы выше заповедей, то все что произойдет с человеком в его душе будет точной копией процессов в мире.








Пророк

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1218
  • Reputation Power: 27
  • Пророк barely matters.Пророк barely matters.
    • Просмотр профиля
Генона особенно не читал но читал Дугина...слушал его лекции...интересно в принципе, толково...но его претензии на некое "возрождение традиционного общества" смехотворны...во всяком случаи в ближайшее время... Предполагаю такое возрождение возможно только при предельном развитии технологий и заселении иных планет...

Тихон

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1354
  • Reputation Power: 28
  • Тихон barely matters.Тихон barely matters.
    • Просмотр профиля
Меняется понятие о божественности? Уж не с точностью ли до наоборот?

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
 [ К вопросу о десакрализации культуры ]


Еще нелепее разговоры о том, что художники или мыслители ренессансного стиля начинают обожествлять чувственное. Несомненно, что в эту эпоху появляется интерес и некоторое понимание всего чувственного: природы, человеческого тела, женщины. Однако сказать, что чувственность добирает аксиологического веса за счет божества, невозможно никоим образом. Я еще раз подчеркиваю: в эту эпоху (там, где она наступает) меняется понятие о божественности, а отнюдь не теряется интерес к ней. Те, кто не понимает этого, не понимают и дальнейшей истории Европы, и смысла нашего времени, представляющегося им временем в высшем смысле профанным, с чем я никоим образом не согласен.

Тарас Сидаш. Сущность европейских ренессансов
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Тихон

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1354
  • Reputation Power: 28
  • Тихон barely matters.Тихон barely matters.
    • Просмотр профиля
Очень многие (не только Головин) болезненно реагируют на "слишком резко-критическое" отношение Генона к современности. Причем болезненно в обоих смыслах - и в смысле согласия с такой критикой, и в смысле её отрицания.
И это действительно очень сложный момент, причем, как мне кажется, особенно для русского человека. Русский очень склонен быстро воодушевляться, к тому же у русских никогда не было сильной и ясной доктрины. Позиция же чистого интеллекта (позиция Генона), - она должна быть спокойна и НЕпорывиста.

(Меня постоянно преследует фраза Накшбанди: "Никогда не поддавайтесь порыву учить, каким бы сильным он ни был. Указание учить не воспринимается как порыв".)

Чтобы читать Генона с пользой, надо отвлекаться от "слишком резкой критики". А для этого понять простую вещь - Генон не нападает на современность, и уж тем более на конкретных людей. Он вскрывает путаницу и заблуждения, злостно укоренившиеся в современной ментальности. Так что весь пафос, который прочитывается в его книгах, направлен именно на это въевшееся невежество. Не знаю уж, как Головину, а мне лично ну очень нравится, когда мои представления освобождаются от извращений, которые вообще-то ведь казались само собой разумеющимися.

alton

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 705
  • Reputation Power: 13
  • alton has no influence.
    • Просмотр профиля
О, Тихон, глоток свежего воздуха на форуме.


С Нового года читаю Генона. Попал очень удачно на "Кризис современного мира" и вся перспектива его работ стала ясной. Невероятной прозрачности и ясности мысли человек.


Что же касается Головина...
Цитировать
Мне не нравится, что столь великий мыслитель, как Генон, не находит ничего лучшего, чем постоянно поливать грязью современную эпоху. Одно из его самых браных словечек «les modernes» – современники – он это сделал таким лейблом всего самого противного, что он в жизни встречал.

Это не Генон сделал, это сделали сами современники. Кроме того, современники для него - это так, к слову. Выступал он, прежде всего, против всего искажающего Традицию, в какие бы времена это не происходило.

Цитировать

Очень сомнительная идея универсальной традиции сомнительна как все универсальное, как и монотеизм, который говорит, что бог один, а кто думает, что их много, тот просто неразумный человек.


Похоже, что для Головина универсальная традиция - только идея, а для Генона - факт. Прочитал "Приближение к Снежной королеве" Головина. Написано неплохо, образно и поэтически, но в ямщицком стиле "что вижу, то пою".  Какая уж тут универсальная традиция.
Для этого надо лезть на высоты Киркегора, Ницше и Генона. А это яд для Головина. Почему - непонятно.


Тихон

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1354
  • Reputation Power: 28
  • Тихон barely matters.Тихон barely matters.
    • Просмотр профиля
Ну так это не ново. Все сильное - всегда яд. И особенно для "думающих" - если эти думающие думают на манер les modernes.
А вот если попробовать сменить парадигму современного мышления...

Вообще характерный способ высказывания: "эта позиция не кажется мне легитимной". Головину не кажется, а вот мне лично, Тихону, очень даже кажется. Более того, когда мне становится очень уж тошно, нет лучше средства, чем взять в руки книгу Генона. Оживаешь моментально.

Мне довольно часто приходится  видеть презрительные ухмылки по поводу геноновского "презрения" в адрес les modernes. И я начинаю думать, что такие ухмылки могут служить критерием - способен человек понимать суть традиции или нет. Традиция и современный менталитет - строго противоположные вещи, и либо ты склонен к современности, либо нет. Если современная муть тебя мучает, то Генону будешь рад, и воспользуешься его помощью и ясностью. Если же эта самая муть нравится, то конечно, вылезать из нее не захочешь, а того, кто её называет мутью, - возненавидишь.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Головин vs Генон
« Ответ #14 : 30 РЯаХЫп 2014, 21:24:52 »
«Кружок Головина» изобрел русский традиционализм в 1970-е годы



Мне не нравится, что столь великий мыслитель, как Генон, не находит ничего лучшего, чем постоянно поливать грязью современную эпоху. Одно из его самых браных словечек «les modernes» – современники – он это сделал таким лейблом всего самого противного, что он в жизни встречал. Если ему кто-то нравится, как, например, Лейбниц, то он называет его полу-профаном. Конечно, он всегда подчёркивает, что это говорит не он, а традиция, но ведь это то же самое, что сказать, что я – аватар бога Вишну, и поэтому так говорю. А если кто-то не понимает, что я аватар, то он относится к les modernes. Из его сложных книг следует элементарный вывод: те, кто меня понимают, должны строить что-то вроде Ноева ковчега – причём, как его строить непонятно, потому что Генон справедливо отрицает всяких гуру, восточных учителей, вообще идею учителей; немного хвалит масонов, но тоже больше критикует. Прочитав сочинения Генона, мы должны понять, что наступил конец, и если всё-таки мы найдём в себе внутренние силы сами сделать себя, то мы, человек сто или пятьсот, должны объединиться в ковчеге, чтобы спастись от этого потопа профанизма и пошлости, который нас, по Генону, окружает. Эта позиция кажется мне не легитимной. Очень сомнительная идея универсальной традиции сомнительна как все универсальное, как и монотеизм, который говорит, что бог один, а кто думает, что их много, тот просто неразумный человек. В этом смысле критика современности, строго говоря, не выдерживает критики, так же точно, как Ницше однажды гениально сказал, что презрение само по себе заслуживает презрения. <...>

 Генон – сильный критик современности, сильный и обоснованный, поэтому для умных или, как писали в совке, «думающих» людей, его сочинения – очень опасный яд.

Е.Головин

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Марк Сэджвик в книге «Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века» обращает внимание на то, что истоки традиционализма следует искать в Италии эпохи Возрождения, то есть, той эпохи, в которую, согласно Генону, произошла инверсия традиционной мудрости. Собственно, традиционализм и стал реакцией и ответом на эту инверсию. Одним из предшественников традиционализма Сэджвик называет выдающегося итальянского мыслителя Марсилио Фичино, который осуществил перевод Corpus Hermeticum, посчитав его древнейшим выражением Вечной Философии, Philosophia Perennis. Однако, как показал Исаак Казобон (1614 г.), а позднее и Фрэнсис Йейтс (см. «Джордано Бруно и герметическая традиция»), тексты, приписываемые Гермесу Трисмегисту, были написаны не в дохристианской древности, а во II-III веках н.э. Приблизительно в 1460 году, как сообщает Йейтс, из Македонии во Флоренцию попадает греческая рукопись, содержащая список Corpus Hermeticum (за исключением последнего, пятнадцатого трактата), и хотя ранее Козимо Медичи дал указание Фичино перевести тексты великого Платона, внезапное появление трудов Гермеса Триждывеличайшего, заставляет его отложить перевод платонических текстов. Он просит Фичино в срочном порядке перевести Герметический Корпус. “От отцов церкви Козимо и Фичино знали, что Гермес Трисмегист гораздо старше Платона. – пишет Йейтс. – Им был известен и латинский “Асклепий”, разжигающий жажду испить древней египетской мудрости из того же первоисточника. Египет старше Греции; Гермес старше Платона. Все древнее и исконное чтилось Ренессансом как стоявшее ближе к божественной истине; следовательно, Герметический свод надлежало перевести прежде “Государства” или “Пира” Платона. Поэтому его перевод и стал первым переводом Фичино”. В то время никто не допускал мысли о хронологической ошибке.

 Corpus Hermeticum, пост-христианский текст, оказывается в центре возрождения магии эпохи ренессанса, а также мыслится как подлинное и древнейшее выражение  Philosophia Perennis. Истоком традиционализма в эпоху Возрождения не могли стать Веды (чья мудрость была воспринята традиционалистами XX столетия, а также такими их предшественниками, как, к примеру, Ребен Барроу, XVIII в.), по той причине, что они не могли быть известны мыслителям той эпохи.

Натэлла Сперанская
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100