Мистицизм парадоксален,
если он ортодоксален.
Что такое мистика (или мистицизм) с философской точки зрения:
Разум и вера несовместимы, поэтому следует только верить, не пытаясь что–либо понять или осознать, ибо это дело бесполезное и бессмысленное. Бог ведь – сущность запредельная и непостижимая, абсолютно совершенная и невыразимая ни в каких понятиях и категориях. Можно ли о нем рассуждать так же, как об обычных и повседневных предметах, пытаясь применить к нему не только логику, но даже здравый смысл? Не смешно и не наивно ли стремиться нашим несовершенным человеческим разумением постичь, а тем более объяснить разумение высшее и божественное? Не бесконечно ли жалки, тщетны и абсурдны наши попытки ответить на вопросы о том, зачем Богу надо было это или то–то, почему он поступил так–то, а не иначе? Его воля, замыслы и планы в принципе недоступны нашему пониманию, следовательно, мы должны не осмысливать, а созерцать их с трепетом и благоговением перед их величием и непостижимостью, должны бесконечно верить в религиозные предметы, а не препарировать их своим ничтожным разумением.
Подобная позиция получила название мистики (от греч. мюстикос – таинственный) и говорила о бесполезности философского знания, которое никак не сможет помочь религии, но только навредит ей. Путь к Богу лежит не через разум, а через откровение и мистический экстаз, достигающийся только неограниченной и чистой верой. Формулой мистики является уже известное нам изречение Тертуллиана: "Верую, ибо абсурдно" ("Credo, quia absurdum").
(Дмитрий Гусев, "Популярная философия"; выделение текста - авторское)
А что такое
ортодоксия?
Ортодо́ксия (от греч. ὀρθοδοξία «прямое мнение; правильное учение; правоверие»; от ὀρθός «прямой; правильный» + δοκέω «иметь мнение, полагать») — тип религиозного мышления, придающий центральное значение вере, учению, следованию какой-либо идеологии или мировоззрению, поддержке принятых позиций; консервативный тип религиозного сознания, в противовес любому модернизму и реформаторству.
В широком смысле ортодоксией называют религиозную или философскую позицию, о которой полагается, что она точно находится в соответствии с буквальным и первоначальным пониманием того или иного учения. В таких случаях говорят об ортодоксальном христианстве, иудаизме, исламе, различных направлениях буддизма, марксизме и т. д.
Посему мистика и ортодоксия ("неуклонное следование
догматам веры и основам вероучения") - "
две вещи несовместные".
Суфизм (без ортодоксии): "
То, что может быть высказано, суфизмом не является". (А то, что высказано, - причём очень скрупулёзно и очень догматично - это коран.)
Это очень созвучно пониманию Лао-Цзы:
ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
...
Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.
http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt
Так что "усидеть на двух стульях" никак не получится, и о "
фана" (о растворении мистика в Боге) адептам
суфизма ислама можно "благополучно" забыть. А в исламе бог расписан весьма дотошно, включая
99 имён и пр. "точные" "знания".