Диалог:
Первый человек:
- капот и багажник очень важны для машины.
Второй:
- да, это правда.
Первый:
- нет, ты не понимаешь - они очень-очень важны для машины
Второй:
- конечно, конечно.
Первый (начинает злиться):
- Они очень-преочень-преочень важны.
Второй (из вежливости, чтобы поддержать беседу):
- Да, а также мотор и трансмиссия.
Первый:
- Ага, ты упомянул мотор, что говорит о чудовищной недооценке важности капота и багажника. А сказав о трансмиссии, ты полностью выдал себя. Ты ничего не знаешь об автомобилях, ты притворщик, ты имитатор истинных автомобилистов!
В таком духе происходят беседы по поводу важности притч в суфийском обучении с некоторым людьми, изучающими суфизм по книгам (весьма специфически отобранным, к тому же).
См. например
http://www.shah.sufism.ru/about5.htm Еще одна тема, вызывающая похожие ситуации - известный принцип "время, место, люди". Сколько ни соглашайся с важностью этого принципа, некоторым все равно кажется недостаточным. И естественно: поскольку остальные принципы им просто неизвесты, этот занимает
весь горизонт, заслоняя все прочее.
* * *
Руми пишет:
Придется ль мне до той поры дожить,
Когда без притч смогу я говорить?
Сорву ль непонимания печать,
Чтоб истину открыто возглашать?
Иисус обращался к толпе с притчами, но с ближайшими учениками говорил "напрямую".
"...приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют". Матф.13:11-13
Вполне можно допустить, что притчи нужны для определенного этапа в обучении, для определенных людей, которым пока "не дано", а потом их роль уже не является столь важной.
Теперь, шутки ради, представим себе на минуту, что ап. Павел - профессиональный писатель, использующий притчи не только для агитации и привлечения масс, но и для заработка :-) . Скорее всего, он стал бы использовать притчи Христа более часто и подчеркивал бы их "непреходящую значимость". Вполне возможно даже, что он бы с подозрением и неприязнью отнесся к тем, кто напоминает о сути учения Иисуса не при помощи притч, а на примере своей собственной жизни.
Происходит почти неизбежный процесс: в учении акцентируется то, что ближе, понятней и выгодней.
* * *
В суфизме притчи это
часть обучения. Для людей, которые изучают суфизм по книжкам (И. Шаха, как правило) - это
всё обучение. Естественно, смещаются акценты.
Кроме того, процесс изучения притч становится важным для поддержания социальных и психологических устоев. Людям важно, например, ощущать свою причастность к большому делу - изучению суфизма. И средство, таким образом, подменяет собой цель. Как раз то, о чем так много пишет Шах!
Увы, изучение притч здесь оказывается бесполезным - поскольку игнорируются остальные аспекты суфийской работы - и, прежде всего, необходимость живой традиции.
Нет, я совсем не против чтения книг о суфизме. Но можно только посочувствовать тем читателям, которые принимают книжные знания за саму традицию, да еще и начинают бороться со всем тем, что они не смогли найти в своих книгах.
http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=931.0