Беркли - очень оригинальный мыслитель. Я бы рекомендовал сначала изучить его, возможно, главный труд:
http://skeptik.dp.ua/lib/fil/berkly.htmА уж потом читать критику на него.
Суть позиции Беркли в следующем:
"3. Все согласятся с тем, что ни наши мысли, ни страсти, ни идеи, образуемые воображением, не существуют вне нашей души. И вот для меня пе менее очевидно, что различные ощущения или идеи, запечатленные в чувственности, как бы смешаны или соединены они ни были между собой (т. е. какие бы предметы ни образовали), не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. Я полагаю, что каждый может непосредственно убедиться в этом, если обратит внимание на то, что подразумевается под термином существует в его применении к ощущаемым вещам. Когда я говорю, что стол, на котором я пишу, существует, то это значит, что я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы, что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог бы воспринимать его, или же что какой-либо другой дух действительно воспринимает его. Здесь был запах - это значит, что я его обонял; был звук - значит, что его слышали; были цвет или форма - значит, они были восприняты зрением или осязанием. Это все, что я могу разуметь под такими или подобными выражениями.
Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно. Их esse есть percipi, и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей.
А вот что пишет некий безымянный критик
http://philosophy.allru.net/perv09.html:
"Есть дом, который никто не воспринимает и не представляет себе". Это предложение целиком составлено из понятных слов, и связь между словами правильная. Является ли суждение истинным или ложным, я не знаю, но я уверен, что нельзя показать, что оно внутренне противоречиво."
Кто как думает: есть ли такой дом на самом деле?
Я думаю, что все-таки прав Беркли: "Дом не существует, если его никто не воспринимает и не представляет себе."
Попробую обосновать это. Во-первых исключим понятие "дом", потому что если этот "дом" воспринимают только, скажем, клопы, то это будет уже вовсе не "дом", а целый мир, нечто. Поэтому выразимся предельно абстрактно: "Нечто не существует, если его никто не воспринимает и не представляет себе." Чтобы нечто существовало, необходимо чтобы кто-то засвидетельствовал его существование или несуществование. Если этого кого-то нет, то значит вообще бессмысленно говорить о существовании или несуществовании этого нечто. А это и означает что как только мы беремся судить о существовании или несуществовании нечто, всегда есть кто-то кто это делает, а значит воспринимает или представляет это нечто.