Название: Сэма (сама).
Краткое определение: Духовное слушание музыки; исполнение религиозных песнопений; собрания с музыкой и танцами.
Близкие по смыслу понятия: Радение.
Джавад Нурбахш
Словарное значение слова сэма - слушание. В терминологии суфизма это слушание сердцем музыки - поэзии, мелодий, напевов и ритмических гармоний, когда находятся в особом отрешенном состоянии настолько глубокой погруженности в Любовь, что в сознании не остается и следа "Я". В этом смысл названия сэма: молитва Богу. Его реальность - пробужденность сердца, его направленность - к Абсолюту. Суфий во время сэма не обращает внимания ни на этот мир, ни на следующий. Огонь Любви пылает в нем так сильно, что испепеляет все, кроме Бога. Сэма разжигает этот огонь и постепенно все более и более сближает говорящего и слушающего, пока они не сливаются полностью.
Руми
Сэма - для души, лишившейся покоя.
Вставай же с легкостью, здесь не место ожиданию.
Ты не сиди, погруженный лишь в свои мысли.
Если ты действительно человек, иди к Возлюбленному.
Не говори: "Подождем, пока Он призовет нас". -
Разве скажет так жаждущий?
Мотылек не думает об огне -
Для любящей души такая мысль позорна.
Абу-Осман Хейри
Существуют три типа сэма: сэма начинающих, сэма искренних и сэма познавших. Начинающие хотят обрести возвышенное духовное состояние и в результате впадают в искушение и лицемерие. Искренние ищут в сэма большей интенсивности своего духовного состояния, и они слышат то, что соответствует их состоянию на данный момент. Познавшие - те, кто проявляет стойкость на Пути; в сэма их сознание с Богом, а не с тем, что происходит в их сердцах или умах в результате движения или неподвижности.
Саади
Я не стану говорить, о Брат, что такое сэма,
Пока не знаю, кто меня слушает.
Если это кто-то обладающий способностью к полету
в духовном мире,
С сэма он воспарит выше ангелов.
Но если он склонен к играм и развлечениям,
сила его мирского "Я" увеличится.
Мир полок людьми, опьяненными сэма и полностью
посвятившими себя Возлюбленному.
Но человек духовно глухой не услышит,
как слепой не увидит отражения в зеркале.
И утренний Ветерок может повалить цветы,
но чтобы разрубить дерево на куски,
нужен топор.
Джавад Нурбахш, глава из книги "Таверна среди руин" - Сэма
http://www.sufism.ru/music/read04.htmАннемари Шиммель "Мир исламского мистицизма", М., Алетейа, Энигма, 1999, стр. 144-150
Ссылки:Сайт "Музыка в суфизме"
http://www.sufism.ru/music/Эрик Худояров "Музыка и Ислам"
http://www.sufism.ru/music/read029.htmСейид Хосейн Наср "ВЛИЯНИЕ СУФИЗМА НА ТРАДИЦИОННУЮ ПЕРСИДСКУЮ МУЗЫКУ" и обсуждение статьи по теме:
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=16&i=3&t=3Персидская музыка
http://www.sufism.ru/music/read07.htmИ.Хан "Мистицизм звука"
http://www.sufism.ru/music/read020.htmСтатья о Нусрат Фатех Али Хане
http://www.sufism.ru/music/read05.htmИнтервью с Нусрат Фатех Али Ханом
http://www.sufism.ru/music/read01.htmЯвляется частью: духовных практик