Сюнрю Судзуки
СОЗНАНИЕ ДЗЭН, СОЗНАНИЕ НАЧИНАЮЩЕГО
СУТЬ ДЗЭН
В наших писаниях (Самьюктагама-сутра 33) говорится, что имеются четыре типа лошадей: превос-ходные, хорошие, посредственные и плохие. Пре-восходная лошадь идёт и медленно и быстро, вправо и влево по воле наездника ещё до того, как увидит тень хлыста; хорошая делает то же, что и превосходная, ещё до того, как хлыст коснётся её кожи; посредственная реагирует только тогда, когда почувствует боль; плохая же реагирует толь-ко тогда, когда боль проймёт её до мозга костей. Можете представить себе, как трудно такой лошади научиться делать то, что требуется!
Когда мы слышим эту историю, почти всем нам хочется быть превосходной лошадью. Если нельзя быть лучшей, мы согласны быть хотя бы хорошей.
Так, по-видимому, обычно понимается этот рассказ, и так обычно понимается дзэн. Вы, возможно, по-лагаете, что, сидя в дзадзэн, вы узнаете, какая же вы лошадь, из лучших или из худших. В этом, од-нако, проявляется непонимание дзэн. Если вы счи-таете, что цель практики дзэн - выдрессировать вас, чтобы превратить в одну из лучших лошадей, у вас будут большие проблемы, потому что пра-вильное понимание не таково. Если вы правильно практикуете дзэн, не имеет значения, лучшая вы лошадь или худшая. Когда вы обдумываете мило-сердие Будды - какие, по-вашему, чувства он испытывал бы к каждой из этих четырёх лошадей? Наверное, он больше бы сочувствовал худшей, а не лучшей.
Когда вы исполнены решимости практиковать дзадзэн с большим сознанием Будды, вы обнаружи-ваете, что худшая лошадь наиболее ценная. В самих своих недостатках вы обретаете опору для своего непоколебимого, ищущего-путь сознания. Тому, кто может сидеть в идеальной физической позе, обы-чно требуется больше времени для нахождения истинного пути дзэн, для обретения подлинного чувства дзэн, для постижения сути дзэн. Но тем, кто столкнулся в практике дзэн с большими трудно-стями, в дзэн открывается более глубокий смысл. Поэтому мне кажется, что иногда лучшая лошадь может быть худшей, а худшая лошадь может быть лучшей.
Если вы будете заниматься каллиграфией, то об-наружите, что лучшими каллиграфами обычно ста-новятся те, кто обладает не слишком большими способностями. Наиболее же умелые и способные часто сталкиваются с большими трудностями после того, как достигнут определённой ступени. Это рав-ным образом верно и в отношении искусства, и в отношении дзэн. Это верно и в жизни. Поэтому, когда мы говорим о дзэн, мы не можем сказать: <У него получается> или <У него не получается>- в обычном смысле слова. Поза, которую мы прини-маем в дзадзэн, у каждого из нас своя. Возможно, что некоторые вообще не смогут сидеть со скре-щёнными ногами. Но даже если вы не можете при-нять правильную позу - когда вы пробуждаете своё настоящее, ищущее-путь сознание, вы можете прак-тиковать дзэн в его подлинном смысле. Тем, кому сидение даётся непросто, на самом деле легче про-будить своё истинное ищущее-путь сознание, чем тем, кому сидеть легко.
http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/s-suzuki/s-suzuki1.htm#_Toc536115141