Здравствуйте!
Предлагаю Вашему вниманию текст пятой главы книги шейха суфийского тариката Тиджанийа Абду-с-Самада Абду-р-Раззака Али (Фреди Боллага) "Имя Аллаха и число 66". Эта книга полностью посвящена вопросам буквенно-числовой символики арабского алфавита и текста Священного Корана.
"Высшее имя лежащей в основе всего единой действительности в арабском языке - ХУ или ХуУа (здесь и далее HuWa - прим. ред.), "Он". Изо всех возможных высказываний оно наименее определено, и, таким образом, оно находится над всеми особыми определениями и предшествует им как их высшая сущность. ХУ - это носитель всех прочих выражений и субъект всех качеств 'аЛЛаХа.
Чтобы избежать недоразумений, мы бы предложили не сводить смысл слова "высказывание" к его познавательно-теоретическому употреблению, а понимать его в самом общем значении как "что-то сказать". В этом смысле "Он" - в любом случае высказывание.
С грамматической точки зрения, "ХУ" - это местоимение третьего лица; как раз именно местоимения находятся ближе всего к тайне реальности. Лексическое значение арабского слова, обозначающего местоимение - ДаМИР, "смысл", "совесть", "самое сокровенное", уже наводит на мысль об этой связи. HuWa состоит из двух букв: Х (число 5) и У (число 6). Если написать их слитно, то они представляют собой как бы зеркальное отражение друг друга. X - недифференцированный пра-источник всех звуков, чистое дыхание или выдох, из которого путем дифференциации происходят все остальные звуки. Как последняя буква имени 'аЛЛаХ она означает Божественную эссенцию (суть), к которой в конце концов всё возвращается, чистое всеохватывающее Божественное сознание.
Как из Х происходят все остальные звуки, так из буквы 'аЛиФ образуются формы всех других букв, потому что'аЛиФ - это штрих, из которого при помощи "изгибов" или "извилин" возникают все прочие геометрические формы. Её число 1 - это первопричина и принцип всех других чисел, в то время как число 5 буквы Х есть сумма 2 и 3, т.е. Инь и Ян, пассивного женского и активного мужского аспектов Высшего Принципа. В этом смысле число 5 - "конец множества", а число 1 - его начало. Буква У (в зависимости от того, имеет ли она звук характер гласного или согласного) - это самый "дифференцированный" из всех звуков, звук, имеющий наибольшую наполненность звучания и раскрытия всех содержащихся в Х возможностей.
Согласно индуистскому учению, можно сказать: Х - это Брахма, У - его шакти, а оба вместе - это целое. Но так как Брахма уже содержится в шакти, наполненность звучания У потенциально уже содержится в X. Его число 6 = 2 х 3. Это означает "мультипликативную" (полученную посредством умножения) связь того, что как сумма уже присутствует в Х (число 5).
5 и 6 вместе дают число 11, которое, как мы уже видели, опять-таки является разновидностью единицы. Оно, так сказать, "ставшая выразимой словами единица", потому что одна единица соответствует пра-звуку 'ХаМЗаХ, который слышим только "внутренне" как границу между тишиной и словом. Он, как уже говорилось, - носитель или начальный звук всех гласных в начале слова. Как таковой, он соответствует неслышимому эху (отзвуку) - нада - односложного Аум (Ом), т.е. Аум-звука как целого, независимо от трёх его букв.
При ближайшем рассмотрении числа 11 получается удивительное. Как будет видно, всё Священное Писание Ислама - Коран, а следовательно - и сам Ислам, построены на числе 11. Из 11 частей состоит омовение (УуДУ), 11 раз встречается имя 'аЛЛаХ в молитвенном восклицании ('аЗАН), 11 раз встречается 'аЛЛаХу 'аКБаР (Аллах Велик) в каждой части молитвы (РаКа'), 11 частей молитвы - это минимум для каждого верующего мусульманина во время путешествия, на 11 опорах должна быть построена каждая мечеть, 11 - это число букв великого имени 'аЛЛаХа, как оно в развернутом виде представлено в первом аяте Суры 112:
Куль ХуУа ЛЛаХу 'аХаД
"Скажи: Он - Аллах - един", аят, который гласит, что на нём построен весь мир.
Число 11 имеет фундаментальное значение и в других взаимозависимых объектах. Так, человеческое тело всегда имеет 9 отверстий: 7 на голове и 2 органа выделения, к этому надо прибавить 2 отверстия у новорожденных (родничок и пупок), и у женщины, когда она кормит ребенка грудью. Эти девять отверстий соответствуют 9 ступеням проявления (манифестации), а два оставшихся - тайне (сокрытому). Они дополняют 9 до 11.
11 - это также число слов в царь-мантре, о которой говорится: "Из одиннадцати слов состоит анустубх, через анустубх был создан весь мир, и всё снова будет поглощено в анустубх" (Нришинапурватапанья упанишада, 2:3). 11 - это и число прямолинейных движений, которое необходимо для написания имени Аллаха древним "куфийским" шрифтом.
Число 11 играет центральную роль в геометрии треугольника. Эта основная форма всех геометрических фигур имеет одиннадцать фундаментальных точек: 1 центр тяжести, который делит площадь на две равные части; 2 точки, из которых видны все стороны под одним углом; 3 угла; 4 точки, равноудаленные от сторон (центры вписанных или описанных кругов) и, наконец, 1 точка, равноудалённая от углов (центр описанного круга). Всё это есть:
1 + 2 + 3 + 4 + 1 = 11
В астрономии 11 является годичным числом цикла солнечных пятен, а также числом дней, отделяющим солнечный год от лунного (365 - 354 = 11). Это и многое другое дает нам первое представление о том, что вся Вселенная построена на числе 11.
Число 66 - сумма первых 11 чисел. Это число имени Аллаха, потому что числовые значения составляющих его букв 'аЛиФ = 1; ЛЯМ = 30; ЛЯМ = 30; ХА' = 5. Число 66 - это и сумма от
6 = 1 + 2 + 3 = 1 х 2 х 3 и 3 х 4 х 5 = 60,
причём 3 = 1 + 2; 4 = 3 + 1 и 5 = 2 + 3
Это означает, что 66 - это совершенная связка всех остальных чисел, лежащих в основе первых трёх чисел. Все названные здесь числа играют важную роль в фундаментальном треугольнике Пифагора (числа сторон которого 3, 4 и 5; 1, 2, 3, и 6 - длины радиусов вписанных и описанных кругов, 6 - площадь). 66 можно также представить как 11 + 55, где 11 является, как говорилось, сутью (эссенцией) или носителем всех атрибутов Аллаха Всевышнего, а 55 - суммой чисел от 1 до 10, совокупностью атрибутов или вообще всех возможных высказываний о сути (эссенции). При этом суть (эссенция) как таковая (= ХУ) и суть (эссенция) с совокупностью атрибутов (= 'аЛЛаХ) - это одно и то же: "ХуУа (Он) 'аЛЛаХу (Аллах) 'аХаД ([есть] единственный)" - гласит первый аят 112-ой Суры Корана - "аль-ИХЛяС" ("Чистое исповедание").
Кроме названий первых десяти чисел с их суммой, равной 55, самостоятельными являются только названия 100 и 1000, в то время как названия всех остальных чисел почти во всех языках образуются от первых десяти чисел. 100 + 1000 = 1100. Это означает 11 на уровне сотых. Отсюда получается, что 66 = 55 + 11 означает, собственно, синтез всех чисел. Число 1100 является, помимо прочего, числовым значением имени ЗУ-Ль-ДЖаЛЯЛи Уa Ль-ИКРАМ, "обладатель величия и добра", трансцендентность которого соединена в имманентности Бога. Это имя очень близко с тем, что называют величайшим именем Аллаха.
Прежде чем продолжить, мы хотели бы указать на третье фундаментальное число - 198 = 3 х 66. Это числовое значение НуКТаТ у Ль-БА', "точки БА'", а также МуБДИ'у Ль-'аЛиФ, "зачинателя 'аЛиФ".
Начальная точка, или "породитель 'аЛиФ", - это точка, благодаря движению которой 'аЛиФ вообще появляется ("кончик карандаша", выписывающий 'аЛиФ): символ принципа, из которого возникает всё, потому что из 'аЛиФ возникают все остальные буквы (сравн. гл. 17), а из них, в свою очередь - все слова.
Горизонтальная форма буквы БА' есть дополнение вертикальной формы буквы 'аЛиФ. Она - знак двойственности, то есть мира в целом. Потому что "всякой вещи Мы сотворили пару..." (Коран, 51:49). Горизонтальная форма БА' означает расширение (развитие, распространение) всех ступеней универсального существования, в то время как вертикальная форма 'аЛиФ может быть представлена как ось мира, вокруг которой всё вращается. Точка БА' - это снимок или зеркальное отражение начальной точки 'аЛиФ. Она является центром всех кругов универсального существования и присутствием первоначальной сущности Божественного господства внутри всех проявленных существ. Она - свет пророков и посланников 'аХМаД МуХаММаД. С буквы БА' или с её точки начинаются все суры Корана, а также Торы и Евангелия от Иоанна (на арабском языке). То, что число имени 'аЛЛаХ три раза содержится в имени его первоначальной точки, связано с трёхэлементной структурой Вселенной.
Есть ещё одна формула, имеющая числовое значение 198, а именно ХуМу ЛЛаХу ХуУа ЛЯ ХуМ, "Они - 'аЛЛаХ, Он - не они". Это наилучшее из возможных выражений того, что можно было бы назвать "невзаимной идентичностью Бога и мира", которая в Упанишадах описывается следующим образом: "Мир не отличается от Брахмана, Он же отличается от всего, что Он проникает". Местоимение "они" означает здесь совокупность всех проявленных существ и миров, всего того, что каким-либо образом является частью созданного многообразия, в то время, как местоимение "Он" означает чистую суть (эссенцию) Аллаха, которая находится по ту сторону всего многообразия качеств и действий, которая возвышается вечно, неприкосновенно и бесповоротно.
Имя Аллах само есть эта эссенция, поскольку все действия и атрибуты скрыто содержатся и олицетворяются в нём. Поэтому в первой части формулы стоит имя Аллах, тогда как во второй части должно стоять местоимение HuWa "Он". Первая часть означает не-отличие всех миров и существ от Аллаха, что мы могли бы символически соотнести с вдыханием принципа, т.е. втягиванием всех вещей в их первопричину, или аналогично, с выдыханием сотворённых существ. Вторая часть обозначает отличие Абсолюта от многообразия существ. Символически представим это как выдыхание принципа или как вдыхание созданных существ, потому что благодаря этому выдыханию они вступают в бытие, которое характеризуется сущностным различием необусловленного от обусловленных существ. Принцип находится по ту сторону "предметности (условности)", которую мир представляет собой как таковую. Можно сказать: "Все вещи есть аЛЛаХ - Он же не является никакой вещью".
Настоятельно рекомендую эту книгу (Москва, "Беловодье", 2001) всем, кого интересует данная тема.