Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: "Код Да Винчи" (Дэн Браун). Небольшая рецензия  (Прочитано 2317 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Поправка
« Ответ #2 : 08 РЯаХЫп 2005, 18:12:45 »
Цитировать

Отголоски споров между ранними христианскими общинами проникли и в канонические тексты, например фраза "Негодных же и бабьих басен отвращайся" может относится к последователям(и последовательницам) Марии Магдалины.


Поправка:

Оказывается, «бабьи басни (дословно - мифы)» - это просто устойчивое словосочетание. Оно встречается у античных авторов, например, у Цецилия Фронтона [середина второго века н.э., по книге Рановича "Первоисточники по истории раннего христианства"].

А значит на основании только канонических текстов нельзя делать вывод, что эти «басни о бесконечных родословиях» (Тим. 1) как-то связаны именно с женщинами, в частности с Марией Магдалиной.

И вообще, в послании к Тимофею не «бабьи басни», а «старушечьи басни», если совсем точно переводить http://www.vinokurov.nm.ru/pdf/index.html.

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Настя: КНИГА КЛАССНАЯ!!! Хочется верить, что там всё правда!
Ира: Да уж... а то женщин претесняли на протяжение многих столетий...

[с одного интернет-форума]


Вчера прочитал знаменитый роман "Код Да Винчи" Дэна Брауна, после чего почувствовал внутренний позыв как-то на это прореагировать и поделиться своими впечатлениями.

Произведение такого плана - явление в мировой культуре безусловно положительное. Обычное детективное действо (погони, стрельба и т.д.) разворачивается здесь на живописном фоне замков, музеев, склепов и прочих исторических достопримечательностей. Что позволяет не только отдохнуть и развлечься, но также по ходу чтения расширить свой культурно-исторический кругозор.

Цитировать

– Пожалуйста, ответьте, – отчаянным шепотом бормотала она в трубку. – Где же вы, где?..

– А ну брось трубку! – вдруг рявкнул у нее за спиной мужчина.

Сестра Сандрин вздрогнула и обернулась. В дверях стоял монах, сжимая в руке тяжелую железную подставку от подсвечника. Дрожа всем телом, она медленно опустила трубку на рычаг.

– Все они мертвы, – сказал монах. – Все четверо. И они меня обдурили. А ну-ка говори, где краеугольный камень?

– Но я не знаю! – совершенно искренне ответила сестра Сандрин. – Эту тайну хранили другие. – Те, что теперь мертвы.

Мужчина начал приближаться к ней, не выпуская подставку из мертвенно-белых рук.

– Ведь ты сестра Церкви! И служишь этим негодяям?

– Иисус поведал нам множество истин, – храбро ответила сестра Сандрин. – Но что-то ни одной из этих истин в действиях «Опус Деи» я не наблюдаю.

Монах яростно сверкнул красными глазами. И замахнулся, зажав в кулаке подставку, точно биту. Сестра Сандрин рухнула на пол, и последней ее мыслью было отчаянное:

Все четверо мертвы.
Драгоценная тайна потеряна навсегда.


"Код Да Винчи" в этом смысле текст очень занимательный: тут вам и математика с золотым сечением и числами Фибоначчи, и криптография с древнееврейскими системами шифрования, и история тайных обществ, и экскурсы в религиоведение, и подробное описание архитектурных памятников. Каждый найдёт для себя что-то интересное.

Надо отметить еще одну сильную сторону романа: автор органично вплетает дух древности, дух тайн и загадок прошедших веков в нашу современность, и кажется, будто нет никакой непреодолимой тысячелетней пропасти между нашим временем и временем зарождения христианской цивилизации.

Цитировать

– Стоит только раскрыть глаза, – продолжил Лэнгдон, – стоит только понять, что на самом деле есть Грааль, и вы увидите его повсюду. В живописи. Музыке. Литературе. Даже в мультфильмах, развлекательных парках и самых популярных художественных фильмах.

Лэнгдон отвернул манжет рубашки и продемонстрировал ей часы с Микки-Маусом, а потом рассказал о том, как всю жизнь Уолт Дисней работал над тем, чтобы передать историю Грааля будущим поколениям. За это друзья даже прозвали его современным Леонардо да Винчи. Ведь оба эти человека опережали свое время, были чрезвычайно одаренными художниками, членами тайных обществ и, что самое главное, заядлыми шутниками. Подобно Леонардо, Уолт Дисней просто обожал использовать в своем искусстве зашифрованные послания и символические знаки. Любой мало-мальски опытный ученый, специалист по символам, мог отыскать в ранних фильмах Диснея целую лавину метафор и аллюзий.

Большинство тайных посланий Диснея были тесно связаны с религией, языческими мифами и историями сверженной богини. Далеко не случайно он экранизировал такие популярные сказки, как «Золушка», «Спящая красавица» и «Белоснежка», – все они повествовали об угнетении священного женского начала. Не нужно быть ученым, сведущим в символике, чтобы догадаться: Белоснежка – это принцесса, впавшая в немилость после того, как посмела откусить от отравленного яблока. Здесь просматривается прямая аллюзия с грехопадением Евы в садах Эдема. Или же принцесса Аврора из «Спящей красавицы». Тайное ее имя – Роза, и Дисней прячет красавицу в дремучем лесу, чтобы защитить от злой ведьмы. Чем вам не история Грааля, только для детей?


Несмотря на свою увлеченность древностью, автор остается сыном своего времени и не забывает дать бескомпромиссную оценку мрачным пережиткам прошлого. Особенно достаётся современной католической церкви.

Цитировать

– Я согласен, сестра, и однако же... Короче, вы сделаете мне огромное личное одолжение, если впустите его хотя бы ненадолго. Он сказал, что может быть у вас около... часа ночи, так, кажется? Значит, через двадцать минут.

Сестра Сандрин недовольно поморщилась: – Да, конечно. Рада служить.

Аббат поблагодарил ее и повесил трубку.

Сестра, совершенно растерянная и сбитая с толку, еще несколько секунд оставалась в теплой постели, пытаясь прогнать сон. В свои шестьдесят лет она уже не могла подниматься с постели легко и быстро, как раньше, к тому же этот звонок совершенно вывел ее из равновесия. Вообще при любом упоминании «Опус Деи» [католическое братство] она испытывала нервозность. Помимо жестоких ритуалов по умерщвлению плоти, его члены придерживались просто средневековых взглядов на женщину, и это ещё мягко сказано. Она была потрясена, узнав, что женщин там заставляли убирать комнаты мужчин, пока те находились на мессе, причем без всякой оплаты за этот труд;


Теперь перейдём к тому, что мне не понравилось в этом романе. Я считаю, что сам каркас романа - его основная идея - это искусственное построение, и что многое в нём просто притянуто автором "за уши".

Начну с того, как автор трактует образ Марии Магдалины. Действительно, есть основания считать, что в раннем христианстве с самого начала было несколько конкурирующих течений. Одно из этих течений развилось в современную церковь. Считается, у его истоков стоял апостол Петр. Существовали и другие течения, основателями которых были апостол Павел, возможно апостол Иоанн, а также Мария Магдалина. Например, христианские гностики чаще всего указывали на Иоанна, Павла и Марию, как на основателей своих учений. Отголоски споров между ранними христианскими общинами проникли и в канонические тексты, например фраза "Негодных же и бабьих басен отвращайся" может относится к последователям(и последовательницам) Марии Магдалины.

Можно сделать допущение, что у последователей Марии Магдалины христианское учение было более чистым и неискаженным, чем у других, учитывая, что женщины вообще меньше всего склонны изобретать что-то свое, и наоборот могут быть хорошими хранительницами.

Но при чём тут предполагаемые дети Марии и Иисуса? Какое это имеет значение и каким образом может подорвать позиции церкви? Что, Пушкин ценен для российской истории тем, что произвел пять детей? Кого это интересует? Какой смысл "Приорату Сиона" охранять предполагаемых потомков Иисуса и Марии? Куда их короновать?

Дальше автор начинает лепить совсем уже что попало. В одну кучу свалил культы плодородия, культ богини-матери, тантру. Из того, что Иисус и Мария предположительно были мужем и женой, делает вывод, что суть христианского учения заключалась именно во всём этом.
 
Если автор берет цитату из апокрифического "Евангелия от Филиппа", так пусть перечитает весь этот текст! Сразу будет понятно, что никаких оснований для своих буйных фантазий он там не найдет.

Браун ссылается не только на "Евангелие от Филиппа", а вообще считает, что документы из Наг-Хаммади подкрепляют его точку зрения:

Цитировать

...
А незадолго до этого, в 1945-м, Коптские свитки, их нашли в Наг-Хаммади. В этих документах рассказывалась не только истинная история Грааля, они повествовали о пастырской роли Христа с чисто светской точки зрения. И разумеется, Ватикан, в худших своих традициях дезинформации, стремился пресечь распространение этих свитков.
...


Но это неправда. Браун, видимо, прочел их "по диагонали". Хотя в этих кодексах собраны самые разные тексты, но в них нет ничего, что Браун мог бы истолковать в свою пользу. Наоборот, вот цитата из "книги Фомы Атлета":

Цитировать

Горе вам, которые любят общение с женским началом и грязное сосуществование с ним.

http://tower.vlink.ru/nag_hammadi/book_foma.shtml


Да, у гностиков было женское божество - София-Ахамот (божество повреждённое и страдающее), но никакого отношения к культу плодородия и к Матери Земле она не имела. Наоборот, это презираемый гностиками демиург дал закон "плодитесь и размножайтесь".

В одном месте романа автор утверждает, что Иисуса "назначили" богом на одном из церковных соборов. Это скорее всего неправда, просто на этом соборе догматически закрепили уже распространенное среди христиан мнение. Многие античные документы свидетельствуют, что уже ранние христиане считали Иисуса богом либо сыном бога (См. например "Правдивое слово" Цельса). Вряд ли они все сфальсифицированы.

В общем, роман можно читать для развлечения, но не как источник правдивой информации об истории и религии. Для этого лучше прочесть первоисточники и сделать свои выводы.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100