Привычное понимание реинкарнации можно сравнить с геоцентрической системой. Разве нельзя считать Землю началом координат? Геоцентрическая система тоже успешно предсказывала положение звезд и планет, хотя со временем стала слишком громоздкой. Все относительно.
У меня сложилось твердое убеждение, что на более высоком уровне бытия, недоступном для обычного человека, мистики любых конфессий считают сознание всех существ единым и неделимым. На этом уровне каждое существо одновременно было (является) каждым другим существом когда-либо возникшим во вселенной. Рассуждать о реинкарнации здесь бессмысленно. Но это Атман, окончательное состояние совокупного мирового сознания, благодаря отражению в котором вселенная вообще ощущается.
Ниже расположены уровни все более разъединяющихся архетипов, универсалий и мифологем. То, что одаренными людьми воспринимается как «воспоминание» о прошлой жизни на самом деле – наиболее близкое состояние чужого существования в пределах своего архетипа по отношению к тому, в котором сейчас живет мистик. Поэтому одни мистики могут «вспомнить» якобы прошлую жизнь, другие – якобы будущую, или даже воспринять опыт человека живущего с ними одновременно. Это не означает, что после смерти (или до рождения) мистики непременно станут (или были) теми, про кого вспомнили. Это всего лишь текущее состояние уровня их сознания. После экспериментального подтверждения теории относительности даже с научной точки зрения время стало понятием условным, категории «до» и «после» существуют только на нашем уровне.
Индуисты определяют карму, как причинно-следственную связь. Карма буддистов – индикатор духовного уровня существа. И тот и другой подход применим. Просто в индуизме началом координат является отдельная личность, а в буддизме – Атман.
Мистические системы, проверенные тысячелетиями, ни в чем не противоречат друг другу. Пресловутое противостояние монотеизма с политеизмом сводится вовсе не к отрицанию существования невидимых духов, имеющих власть, а к запрещению использования этих сил по отдельности. А если у нас возникает впечатление противоречия, значит мы просто судим о чем-то поверхностно.