Преклонение перед Женской Природой
Шрила Шридхара Свами
Преданный: Махарадж, мы знаем, что правила поведения запрещают слишком близкое общение с женщинами, и что в особенности это касается саннйаси и брахмачари, но каким должно быть общее отношение к ним со стороны мужской половины Преданных, ведь вместе со своими сестрами в Боге мы служим в миссии Махапрабху?
Шрила Шридхар Госвами: В соответствии с укладом варнашрамы шудрам и женщинам как правило не позволяется принимать участие в высоких религиозных обрядах. Только косвенное соучастие позволяется им; не получают они и священного шнура. Но при этом можно увидеть, как мальчик-брахман касается стоп своей матери! Мать никогда не прикоснется к Св. Телу Нарайаны, но ее сын, поклоняющийся Нарайане, касается ее стоп и принимает на свою голову пыль с ее стоп. Такое положение есть в системе варнашрамы. Как правило, женщины считаются непригодными к непосредственному служению Господу, не отвечающими необходимым для этого требованиям, однако среди Ваишнавов такой строгости нет.
В юности у меня развилось своего рода нерасположение к женщинам: “Я должен держаться от них подальше — они неприкасаемы”. Однако моя тетя исправила меня таким образом: заметив мой характер, мое поведение, она однажды ласково сказала мне: “Разве ты не знаешь, что женщины представляют Лакшмидеви? Они относятся к тому же роду, и качества жертвенности и покорности проявляются в них очень ярко, поэтому их необходимо уважать. Их необходимо уважать, а гнушаться надо агрессивной мужской природы. Женское “я” —благороднейший идеал, в котором преобладает сторона жертвенности, преданности, верности. Женщины не агрессоры —они олицетворенное самопожертвование. Агрессивна мужская природа”.
Постепенно эти взгляды передались мне, и я научился преклоняться перед Ситой, Драупади и множеством других, а в особенности перед высочайшим примером Гопи. Своим примером Гопи показали, что именно в женской природе достигают своего зенита, находят свое величайшее выражение самозабвение, самопожертвование и самопредание. Пассивная сторона занимает наивысшее положение —такая точка зрения пришла ко мне постепенно и вызвала полный переворот в моем сознании.
Мадхура-Раса, супружество, —наивысшее положение, а в Шримати Радхарани мы находим величайшую степень жертвенности и любви. Мужчины агрессоры, во всем плохом, тяжелом виноваты они, не женщины. Наша агрессивная мужская природа —это наша болезнь. Постепенно такое видение развилось во мне изнутри, и в итоге я понял, что женская природа, когда она чиста и имеет связь со Всевышней Лилой в Ватсалйа-Расе и Мадхура-Расе, занимает верховное положение в наивысшем мире. И наше устремление в том, чтобы быть занятым в Служении Шримати Радхарани.
Положение Шри Радхи —это положение Высшей Слуги Кришны, а Радха-Дасйам, Служение Шри Радхе, —высшее достижение, по святому мнению Махапрабху. Васудева Гхош говорит:
(Jоди) Гауро на хоито, тобе ки хоито,
кемоне дхоритам де’/
Радхаро мохима, Премо-росо-сима,
джоготе джанато ке?
Кто раскрыл бы этот святой, божественный факт, если бы Шри Гауранга не явился Лично на этой Земле? Кто дал бы нам знать, кто сообщил бы нам, что Радхарани —Всевышняя Слуга? Но Гауранга —пришел и ясно показал, что служение, высочайшее из всех, —это быть занятым в служении Ей, Всевышней Подвластной, Служащей Природе Кришны.
Перевод: Триданди Б.В.Нарасимха