real писал(а):Есть ли paзница между понятиями "правда" и "истина"?
Истина - это то что объективно, правда - это, на мой взгляд, понятие субъективное.
Вопрос:
Каким образом Вы оцениваете объективность чего-либо?
А субъективность?
Ваш подход понятен – раздробили на пары :
правда и не-правда, истина и не-истина (ложь).
А что раздробили?
Это ведь единые части неких процессов, которые Вы не отследили.
Правды нет, если нет неправды ; истины не будет, если вдруг исчезнет ложь (а с чем сравнивать, если ВДРУГ неправды не станет ? Или лжи?). Это аспект первый.
Второй аспект - Вы потеряли третий элемент.
Давно известно, что диалектический метод (метод
тяни-толкая) хорош для хождения по кругу и переливания из пустого в порожнее. Можно до скончания века спорить о том, что есть правда. Для каждого она своя. Для каждого она одна (хотя и может меняться с изменением времени/бытия/информированности/и т.д.). У заключенного своя правда, у тюремщика – своя, у священника – своя…Понимаете?
А неправда и ложь множественны. Например, Вы проспали и опоздали на работу.
Правда – она одна : проспали. А причин опоздания можно придумать сколько угодно – сколько раз мы все так ВЫКРУЧИВАЛИСЬ?
А различие кардинально – правда реально существует (Вы проспали…) , не-правда – реально НЕ существует.
Третий элемент –
психика ( Ваше Описание Мира).
Давайте – ка еще раз посмотрим,
real писал(а):Есть ли paзница между понятиями "правда" и "истина"?
Истина - это то что объективно, правда - это, на мой взгляд, понятие субъективное.
Истина - это то что объективно, не-истина - это то что не-объективно (т.е.,субъективно).
Правда – это конечно, не-истина, ибо у каждого своя. Относительно некоей истины правд может быть много. Но все они ложь – относительно этой истины.
По этому поводу почитайте у суфиев притчу о слоне, которого ощупывали слепые.
Это был третий аспект – относительность:
Правда реальна – при сравнении ее с ложью, но становится не-реальной при сравнении ее с истиной.
real писал(а):Вообще мой вопрос: всегда ли ложь безнравственна (за исключением перечисленных случаев, когда она однозначно является безнравственной, грехом) или есть случаи когда она не является безнравственной(спасние жизни и т.д.)
Здесь мы будем наступать на те же грабли.
Нравственность (религиозная тоже) – относительна. То, что для кого-то нравственно, для другого может быть безнравственно (время, место, люди – все играет свою роль). Даже убийство. У Успенского это хорошо освещено в
«В поисках Чудесного».Есть нечто – выше морали (нравственности). Это
совесть, - клад, зарытый в нашем подсознании. Она постоянна – относительно морали. Это Истина духовного мира.
Поэтому ответ на Ваш вопрос такой:
На уровне Совести нет морали, нет компромиссов, нет лжи – поэтому случаев оправдания лжи нет.
Никаких.
На уровне морали появляется множественность – и является какой-либо случай нравственным или нет, зависит
только от внедренной в Вас «системы координат».
Поэтому «спасение жизни и т.д.» может быть как нравственным, так и безнравственным.
Ну , а если Вам надо «оправдаться перед начальством» - то
ЛЮБОЙ случай можно «показать в выгодном свете»… :roll: