преп.Исаак Сирин рассматривает два вида искушений
как испытание человека Богом ,и искушение человека диаволом.
В первом идет речь об опыте,необходимом для познания Бога,
во втором- о том чего христианин должен бояться и стараться избежать.
Искушения которые бывают от духовного жезла к преуспеянию и возрастанию души ...суть следующии: лень,тяжесть в теле, расслабление членов,уныние,смущение ума,
мысль о немощи тела,временное пресечение надежды,омрачение помыслов,оскудение человеческой помощи,недостаток потребного для тела,и тому подобное.От этих искушений человек приобретает душу одинокую и беззащитную,сердце сокрушенное
со многим смирением. Отсюда познается, что человек вожделевает Создателя.
Промыслитель соизмеряет искушения с силами и потребностями принимающих их...И это служит знаком возрастания при помощи Божией.
Искушения от диавола находят на людей гордых и бесстыдных, они всегда превышают пределы человеческих сил и ведут к духовному падению.
Важное на что обращает преп Исаак, что в первом случаи искушение не приходит, если душа не примет сначала втайне того,что превышает ее прежнюю меру....
"тем не менее очивидно,что ощущение искушений для испытания свободы непременно предшествовало восприятию дарования. Ибо благодать ни когда не входит в человека,пока он не вкусил искушений. Пэтому в действительности благодать приходит сначала, однако в ощущении чувств она медлит".