Афанасий,
В однойй библейской истории Авраам считал, что получил указание Бога принести в жертву своего сына, а потом вдруг "поступило указание" заменить мальчишку овечкой.
"... Я вам приведу пример библейского описания жертвы: герой по приказу Господа жертвует своим сыном. Он настолько верит в Бога, и настолько чиста эта вера, что он отдает своего сына на заклание и должен убить его сам. Но своей верой он спасает его, потому что, когда он уже занес меч над головой сына, рука Всевышнего остановила его.
Это описывается, как совершаемое человеком, но – возможно ли это в действительности? Мог ли человек, совершая этот акт, не иметь в голове мысль о том, что все это делается не по-настоящему? И что в последнюю секунду это все-таки не случится – Бог вмешается?
Здесь, конечно же, описывается некий символический акт, в пространстве соотнесенности с которым я, как эмпирический человек, буду порождать в себе состояния, которых не было бы без символа.
То есть, того, что называется чистыми объектами: чистой мыслью, чистой верой – это некие конструктивные машины, порождающие нечто вопреки действиям сил природы. Ведь естественно быть эгоистом, думать прежде всего о себе, естественно стремиться к выгоде и т. д. А, те состояния, которые мы считаем человеческими, рождаются в лоне изображенных, созданных символов. Эти символы, казалось бы, описывают конкретные акты. Скажем, символ жертвы описывает жертву: так оно происходило, и человек это сделал; а в действительности – это не описание, а символ. Человек эмпирически не способен на это, но делает, находясь в лоне символа чистой мысли или символа чистого добра и т. д.
"Чистое" – есть нечто, на что человек явно не способен, поэтому – существуют символы. Только сопрягаясь с ними, мы можем давать в себе рождаться определенным состояниям, которые естественным путем в нас не могли бы родиться..."
М.Мамардашвили, "Эстетика мышления"